Сложная ситуация в экономике Беларуси демонстрирует тенденцию к постепенному ухудшению. Эксперты отмечают рост уровня социальной напряженности в государстве. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «ЕвроБеларусь».
В настоящее время фиксируется углубление экономического кризиса в Беларуси. Уровень жизни населения снижается, на предприятиях сокращается количество рабочих мест и заработные платы. Сейчас в Беларуси, согласно экспертным оценкам, практически невозможно найти достойную работу с хорошей зарплатой. В летний период снижение градуса социально-экономического напряжения во многом объясняется дачным сезоном, который скоро закончится.
В процессе падения уровня жизни все чаще эксперты обсуждают вероятность социального взрыва в сегодняшней Беларуси. Нередко говорят о силах, способных возглавить гипотетический протест и его двигателях. Вероятность роста протестной деятельности при общении с журналистами прокомментировал Александр Ярошук, директор Белорусского конгресса демократических профсоюзов.
Объясняет общественный активист, что действительно в последние месяцы темп падения промышленного производства несколько замедлился, что официальное руководство страны трактует как признаки выхода из кризиса промышленности. Но на самом деле нет никакого выхода из кризиса и в ближайшее время он не предвидится. Настоящие причины восстановления промышленности в Беларуси заключаются в незначительном улучшении ситуации на рынке соседней России.
Рост активности на российском рынке в свою очередь объясняется повышением стоимости нефти, что вовсе нельзя считать поводом для оптимизма. Ярошук убежден, что Беларуси необходимо раз и навсегда отказаться от постоянной зависимости практически всей отечественной экономикой от стоимости российской нефти. Вряд ли российская нефть действительно может спасти от неизбежного бедствия белорусскую экономику, как уменьшенная доза наркотика не спасает зависимого человека.
Улучшить ситуацию в экономике Беларуси могут только всеобъемлющие экономические реформы, которые руководство страны провести не может и не хочет. Поэтому Ярошук убежден, что кризис в Беларусь пришел серьезный и длительный, а последствия его предугадать крайне сложно. В этом контексте нередко говорят о росте напряженности внутри общества, которое неизменно возникает при ухудшении ситуации в экономике страны.
Протестов сейчас ждать не следует.
Известно, что около 25 лет назад именно кризис в экономике стал главной причиной выхода рабочих в Минске на улицы. Оценивая теперешние тенденции, многие эксперты выражают опасения по поводу возможного повторения событий. Комментируя эту точку зрения, Ярошук утверждает, что нет смысла проводить параллели между ситуациями, разделенными 25-летним сроком, поскольку любые аналогии условны.
Столь масштабные акции протеста, которые были в 1991 году, по мнению активиста, сейчас невозможны в силу целого ряда причин. Главной причиной Ярошук определяет то, что 25 лет назад под влиянием заката перестройки население не чувствовало страха, чего нельзя сказать о современном белорусском обществе. Теперь страх присутствует буквально в каждой душе гражданина Беларуси, как незримый радиационный фон после взрыва в Чернобыле. Любой из живущих в стране понимает, что теперешняя власть способна не просто жестко, а очень жестко пресекать любые угрозы. Однако такая атмосфера вовсе не значит, что в один день ситуация не выйдет из-под контроля.
Еще одним моментом, который указывает на невозможность протестов, Ярошук называет изменения в сознании современных белорусских работников. Он уточняет, что за 20 лет пребывания при власти теперешнего белорусского режима с его ценностями «чарки и шкварки» состоялась серьезная деградация общества. Рабочий класс, который является частью белорусского народа, также подвергся негативному влиянию, поэтому вряд ли по собственной воле будет бастовать.
Напоминает активист, что обычно массовые протесты в кризисные времена организовываются не самыми обездоленными слоями населения. Как правило, в авангарде протеста стоят люди, которые по причине кризиса потеряли достаточно высокий уровень жизни. В белорусской ситуации можно ожидать, что инициатором гипотетических протестов станут так называемые граждане из среднего класса.
Также необходимо учитывать, что в средний класс в Беларуси среди других категорий людей входят представители рабочих профессий, труд которых носит интеллектуальный характер и оплачивается хорошо по меркам страны. Ярошук подчеркивает, что ни в коем случае не следует пытаться прогнозировать ситуацию, подгоняя ее под общие правила, поскольку в закручивании гаек теперешняя белорусская власть на самом деле преуспела.
Комментируя роль профсоюзов в гипотетической протестной активности, Ярошук говорит, что есть только один субъект, которому под силу вывести народ на улицы. Как и 25 лет назад, силой этой выступают не профсоюзы и не оппозиционеры, а только власть, которая реализовывает бездарную политику и демонстрирует полную неспособность решить проблемы трудового народа. Можно ожидать, что в случае подъема протестных настроений рабочие будут активно самоорганизовываться, что выльется в профсоюзное движение. Активист уточняет, что речь идет о профсоюзах, которые от официального руководства страны не зависят.