Эксперты считают, что Москва провокациями в Крыму поднимает ставки накануне саммита "Большой двадцатки", запланированного на сентябре этого года. Более детально мнение экспертов относительно целей провокации в Крыму, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Российское руководство продолжает настаивать на том, что в аннексированном Россией Крыму, действовали украинские диверсанты, и обещает принять в этой связи соответствующие меры, а Владимир Путин, комментируя последние события в Крыму, обвинил украинские власти в содействии терроризму, и назвал бессмысленным встречу в "нормандском формате", которую планировалось провести в рамках предстоящего саммита "Большой двадцатки". Все эти события и заявления вызвали множество комментариев в экспертной среде, поскольку Российская Федерация в данном случае вполне может перейти от слов к конкретным действиям.
В частности, Алексей Арбатов, возглавляющий московский Институт мировой экономики и международных отношений, заявил журналистам Русской службы "Голоса Америки", что недавние события в Крыму и отмена встречи в "нормандском формате" является шагом, сделанным Российской Федерацией, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс мирного урегулирования ситуации в восточной части Украины, который уже длительное время пребывает в состоянии стагнации, а на Донбассе периодически фиксируется обострение.
Впрочем, эксперт считает, что есть еще один вариант последующего развития событий, имеющий более интересные последствия. Он напомнил, что Владимир Путин говорил об ответных действиях России, и за этими словами вполне может последовать обострение ситуации – либо на административной границе материковой Украины с аннексированным Крымом, с обстрелами и с применением вооружений, либо обострение ситуации на Донбассе. В первом случае обострение будет между Киевом и самопровозглашенными республиками, поддерживаемыми Москвой, а во втором случае будет уже непосредственное обострение между Украиной и Москвой, поскольку РФ здесь не нужно скрывать наличие своих войск на территории Крымского полуострова. Конфликт в данном случае будет иметь уже масштаб межгосударственного, и международные последствия у него будут соответствующие.
Одновременно с этим Алексей Арбатов полагает, что более вероятным выглядит все-таки вариант встряхивания ситуации. По его мнению, в Кремле хотят продвижения в направлении выполнения условий минских договоренностей, поскольку условия данных договоренностей в экономической и в политической части документа предполагают сохранение Украины в орбите влияния России в довольно значительной степени. Нынешняя ситуация, когда больше года все находится в состоянии неопределенности, вызывает в Кремле неудовлетворенность, которая постепенно увеличивается.
Кремль на все 100 процентов использует информацию об украинских диверсантах в Крыму для своих внутриполитических целей – Петров.
По мнению Николая Петрова, возглавляющего центр политико-географических исследований, Кремль на все 100 процентов использует информацию об украинских диверсантах в Крыму для достижения собственных целей во внутренней политике. Он объяснил, что для того, чтобы поддержать риторику "вождя нации", нужны либо военные победы, либо утверждение мысли об окруживших страну врагах и о необходимости сплотиться вкруг президента. Замирение России с Турцией вполне может потребовать компенсации в виде усиления адресованной Украине жесткой риторики. Причем речь здесь идет только лишь о риторике, поскольку в настоящее время вряд ли кому-то действительно придет в голову идти на реальное обострение ситуации в восточной части Украины – ведь Росси в таком случае можно даже не надеяться на смягчение западных санкций.
Петров также обращает внимание на один, очень важный момент – информация о задержании на территории Крымского полуострова российских диверсантов появилась незадолго до сентябрьского саммита "Большой двадцатки". Одновременно с этим видна попытка решить задачу, связанную со встречей в рамках "нормандского формата", которую планировалось организовать в рамках саммита. Эта встреча должна была состояться до выборов в Государственную думу, а это означает, что Кремлю, с одной стороны, нельзя демонстрировать перед выборами мягкость и слабость, а с другой – нельзя демонстрировать излишнюю жесткость. Такая жесткость необходима для успешного для власти итога выборов, однако она при этом противоречит задаче смягчить введенные санкции и примириться со странами западного мира.
После того как в Санкт-Петербурге состоялась встреча президентов России и Турции, где главы государств о чем-то договорились, сразу же последовали события в Крыму, которые можно трактовать как один из вариантов капитализации потепления в отношениях между Москвой и Анкарой, которое и в Соединенных Штатах, и в Европейском Союзе может восприниматься одинаково негативно. Кремль такого рода действиями заявляет, что Россия поднимает ставки, и требует от Запада в этой связи быть более покладистым, в том числе и в отношении тех же экономических санкций. Впрочем, информация об украинских диверсантах могла также распространяться и в корпоративных интересах спецслужб РФ, ведь некоторым российским силовым структурам сегодня необходимо наглядно продемонстрировать свою нужность.