В последнее время можно было наблюдать за активными политическими процессами в регионе. В частности, Владимир Путин изначально встретился с главой Азербайджана Алиевым и главой Ирана Рухани. Затем президент России инициировал встречу с лидером Турции Эрдоганом, после чего встретился с лидером Армении Сержом Саргсяном. Тем самым на кавказском регионе активно развиваются политические процессы. Как же эти события могут отразиться на карабахский конфликт? Вокруг данного вопроса размышляют корреспонденты армянского издания «Armedia».
Разумеется, в ходе каждой из данных встреч лидеры прямо или косвенно касались карабахского конфликта, сообщают эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Первая встреча состоялась в Баку между лидерами России, Азербайджана и Ирана. Конечно, рамках трехсторонней встречи обсуждались различные темы. Конечно, президенту Азербайджана хотелось достичь больших уступок на своей территории, но в итоге оказалось, что ожидания Алиева не совсем оправдались. Владимир Путин подметил, что в карабахском конфликте не может быть победивших и проигравших, должны быть взаимные уступки и в связи с этим Путин не придал особое значение территориальной целостности Азербайджана.
Тем самым можно сказать, что новый формат встречи между Азербайджаном, Россией и Ираном не привел ни к чему новому для вопроса урегулирования карабахского конфликта.
Вторая встреча – это российско-турецкое примирение, которое могло быть только во вред Армении. Но с другой стороны, если рассмотреть эту встречу с точки зрения карабахского конфликта, примирение сильных игроков позволит снизить уровень напряженности в регионе и предотвратит возможность возникновения эскалации. В связи с этим немаловажно вспомнить события в апрельской войне. И поэтому можно с уверенностью сказать, что нормализация отношений между Турцией и Россией только поможет в урегулировании карабахского конфликта.
Некоторые эксперты предполагали, что Турция после примирения примет активную роль в урегулировании карабахского конфликта.
Но не стоит забывать, что Анкара в карабахском конфликте играет опосредованную роль, поддерживая азербайджанскую сторону. Разумеется, посредничество Турции не на руку армянской стороне, поэтому она не хотела бы вмешательства третьих сторон в урегулирование карабахского конфликта. Тем самым стоит исключить прямое посредничество Турции в данном конфликте.
Но нельзя предположить, что после урегулирования карабахского конфликта откроется армяно-турецкая граница, что будет только способствовать развитию армянской экономики. В этой связи стоит вспомнить недавнее уверение министра иностранных дел Турции о том, что Анкара сделает все возможное для урегулирования конфликта. И нельзя исключить, что речь идет о вопросе деизоляции Армении.
И наконец, самыми важными для карабахского вопроса стали переговоры между Алиевым и Саргсяном. Итоги встречи дали понять, что Россия не намерена поддерживать одну сторону конфликта больше, чем вторую. Она в равной степени поддерживает Армению и Азербайджан для урегулирования конфликта. Именно поэтому стороны могут быть уверены, что в этом процессе переговоров не будет победивших и проигравших. Перемирие будет основываться на равных принципах, стороны должны будут идти на равные уступки. Этот факт констатировал по итогам встречи и президент Армении Серж Саргсян.
Также президент Армении призвал уважать право народов на самоопределение, но вместе с тем он выразил готовность выполнить договоренности, достигнутые в ходе предыдущих переговоров. Тем самым армянская сторона исключила возможность односторонних уступок.