Запуск газопровода "Турецкий поток" может привести к снижению российского газа для Украины. Более детально о том, почему цены на российский газ для Украины могут снизиться после воплощения в жизнь проекта "Турецкий поток" узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Москва и Анкара, как отмечает издание "Деловая столица", собираются разморозить два крупных двусторонних проекта – речь идет о строительстве первой на территории Турции атомной электростанции "Акую" стоимостью в примерно 20 миллиардов долларов, и проекте газопровода "Турецкий поток", предварительная стоимость которого составляет 11 миллиардов долларов. Оба этих проекта могут затронуть и экономические интересы Украины, причем, достаточно серьезно, и в этой связи украинские политики должны адекватно, и, самое главное, быстро реагировать на попытку перезапуска российско-турецких отношений.
Годовая мощность первой очереди "Турецкого потока" составляет 11 миллиардов кубометров, тогда как полная мощность газопровода составит, как планируется, 32 миллиарда кубометров, при том, что Российская Федерация ежегодно поставляет в Турцию 26,9 миллиарда своего "голубого топлива". Согласно задумке, "Турецкий поток" должен стать дополнением "Голубого потока" – газопровода мощностью 16 миллиардов кубометров, построенного в прошлом столетии. Российская сторона полагает, что запуск нового газопровода позволит снизить зависимость России от транзита топлива через территорию Украины, Болгарии и Румынии – об этом заявляют официальные лица. Однако при этом средства массовой информации, в том числе, и российские, открыто называют этот проект способом хищения и перекачки государственных средств в пользу строительных компаний Аркадия Ротенберга, близкого друга президента РФ Владимира Путина.
"Турецкий поток" вряд ли станет серьезной угрозой для стран-транзитеров "голубого топлива".
Как уже говорилось выше, запланированная мощность "Турецкого потока" составляет 32 миллиарда кубометров, и поэтому его вряд ли стоит рассматривать в качестве действительно серьезной угрозы для стран-транзитеров "голубого топлива, как, например, "Северный поток", запущенный в 2011 году, или перспективный "Северный поток-2", шансы на реализацию которого достаточно высокие из-за позиции, занимаемой Германией. В настоящее время работает только лишь "Северный поток", который загружен не более чем на 50 процентов от своей мощности. Если же он заработает на полную мощность, а вдобавок к этому будет еще и запущен "Северный поток-2", то это обернется серьезной потерей поступлений от транзитных поставок российского топлива в Германию для Беларуси и для Польши.
"Турецкий поток" будет иметь значительно меньший эффект на страны-транзитеры газа – в частности, транзит топлива через украинскую территорию на выходе в украинском Измаиле составил в прошлом году только лишь 11 миллиардов кубометров, причем объем транзитных поставок здесь имеет стойкую тенденцию к сокращению, поскольку Румыния собирается к 2017 году полностью отказаться от импорта "голубого топлива" из РФ.
Помимо этого, давая оценку возобновленной в Российской Федерации рекламную кампанию вокруг возобновления работы над реализацией проекта "Турецкий поток", не стоит забывать – после 2014 года данный проект стал совершенно иначе, чем раньше, вписываться в новые реалии газового рынка, как Украины, так и Европейского Союза. Во-первых, сегодня уже не актуальна главная цель российского "Газпрома", стремившегося с помощью обходных газопроводов вынудить руководство стран-транзитеров задешево передать ему активы своих газотранспортных систем.
ЕС уже давно сделал более жесткой политику по отношению к "Газпрому", вынудив, например, российского монополиста выставлять на открытые торги 50 процентов мощности газопровода "Северный поток". Европейским Союзом были также нанесены еще несколько достаточно чувствительных ударов, из-за которых за несколько лет доходы "Газпрома" сократились" на 60 процентов. Иными словами, с определенных пор, ни Украина, ни страны Евросоюза уже вряд ли передадут Российской Федерации собственные газовые активы таким образом. В итоге Россия зарыла в землю миллиарды долларов, однако трубы "Газпрома" заполнены только лишь наполовину, тогда как ГТС стран-транзитеров так и остаются их собственностью.
Помимо этого. нагнетаемые российской стороной страсти вокруг обходных газопроводов существенно остыли еще и из-за увеличения объема реверсных поставок топлива в Украину. Вместе с тем политическая пикировка вокруг этих газопроводов между ЕС и РФ продолжается до сих пор. Брюссель не собирается создавать "Газпрому" комфортных условий в Европе, поскольку Москва, в свою очередь, не создает никаких комфортных условий компаниям из европейских стран, желающих заниматься самостоятельным транзитом среднеазиатского газа через территорию РФ. Такого транзита в настоящее время просто не существует, поскольку заниматься экспортными поставками топлива из стран Средней Азии имеет право только лишь "Газпром".
Здесь стоит особо отметить, что учитывая реверсные поставки в Украину, запуск "Турецкого потока" может быть полезным для украинской стороны с экономической точки зрения. Все прекрасно понимают, что новые обходные газопроводы – это дополнительные объемы топлива. Если у европейских продавцов, занимающихся реверсными поставками газа в Украину появиться больше топлива, то цена на него, соответственно, снизиться. Вот и получается, что запуск "Турецкого потока" может обернуться снижением цены на российский газ, получаемый по реверсной схеме Украиной.