По мнению специалистов частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (США), Крымский полуостров стал, по большому счету, пешкой в геополитической игре, затеянной президентом РФ Владимиром Путиным. Более детально мнение аналитиков Stratfor, считающих Крым, по сути, только лишь пешкой в затеянной Путиным большой геополитической игре, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Аналитики Stratfor отмечают, что Крымский полуостров после аннексии Россией становится все более милитаризованным. Одновременно с этим Крым столкнулся еще и с целым рядом проблем, как экономических, так и политических. Несмотря на то что большая часть жителей полуострова действительно поддержала идею присоединения к РФ, многие местные жители выступили против этого. В частности, противниками незаконного присоединения Крыма к России стали крымские татары, составлявшие до аннексии 10 процентов от всего населения Крыма. Ряд татарских активистов с приходом в Крым России были арестованы правоохранителями за проявления инакомыслия, и в итоге многие из них вынуждены были убегать с территории полуострова на материковую часть Украины.
Некоторые из крымских татар, стремясь ослабить контроль РФ над полуостровом, действуют с "материка" – например, в ноябре прошлого года активисты из числа крымских татар, совместно с представителями "Правого сектора" подорвали линии электропередач, по которым в Крым поставлялась электрическая энергия. Данные действия произошли одновременно с акциями протеста, направленных против политики Российской Федерации в отношении живущих в Крыму татар. Поставки электроэнергии в Крым были возобновлены Украиной после трехнедельного перерыва, однако объемы данных поставок при этом сократились, по сравнению с объемами поставок до подрыва ЛЭП. Разницу в объемах электроэнергии оккупационным властям пришлось компенсировать, поставляя в Крым генераторы.
Впрочем, проблема с поставками электроэнергии стала только лишь одной из целого ряда проблем, оказавших негативное влияние на экономику полуострова после аннексии. В частности, под угрозой также оказалась и поставка из материковой Украины в аннексированный Крым воды. Негативно отобразились на экономике полуострова торговые ограничения, введенные Украиной и Россией на фоне противостояния этих двух стран, а усугубились перечисленные выше проблемы финансовой и экономической изоляцией, введенными в отношении РФ Соединенными Штатами и Евросоюзом.
После того как Крым был аннексирован Россией, повседневная жизнь крымчан стала более трудной – и в этом ни у кого нет никаких сомнений. Одновременно с этим следует особо отметить сокращение количества приезжающих на полуостров туристов, в том числе и существенное сокращение туристического потока с материковой Украины.
Крым глубоко интегрирован в силовые структуры РФ, но экономическая и политическая ситуация на полуострове усложнилась.
Последние события в Крыму – захват российскими силовиками группы якобы украинских диверсантов – следует рассматривать в контексте всех перечисленных выше проблем. Крымский полуостров в настоящее время глубоко интегрирован в силовые структуры Российской Федерации, и Россия существенно расширила здесь свое военное присутствие.
В апреле прошлого года Крым включили в состав Южного военного округа РФ, после чего существенно выросло количество российских военной техники и ракет, размещенных на территории полуострова. В следующем году в Джанкое планируют развернуть батальон ВС РФ, а в 2018 году – полк.
Однако и экономическая, и политическая ситуация в Крыму встала еще более сложной. Полуостров до сих пор остается весьма серьезно зависимым от инфраструктуры, расположенной на материковой части Украины, и это является его уязвимым местом, хотя российские власти упорно стараются свести эту самую уязвимость к минимуму.
Для Москвы угроза подрывной деятельности на территории Крымского полуострова со стороны Украины – реальная, инсценированная или сочетание реальных и инсценированных действий – может стать инструментом, позволяющим обеспечить себе поддержку со стороны населения, а также поводом для разжигания националистических настроений в период, когда российскому руководству придется столкнуться с серьезными внутренними политическими и экономическими проблемами.
У Российской Федерации по-прежнему ограничены возможности начать на украинской территории полномасштабные боевые действия, однако локальные конфликты, например, в Крыму или в восточной части Украины, вполне могли бы обеспечить Владимиру Путину увеличение поддержки со стороны населения. Помимо этого, нынешний хозяин Кремля благодаря таким конфликтам получил бы возможность оказывать давление на украинское руководство и на силы безопасности соседней страны. Иными словами, полуостров, по сути, стал пешкой в затеянной российским лидером масштабной геополитической игре.
Ключевым фактором, по которому можно будет определить позицию Кремля и степень противостояния между Российской Федерацией и странами западного мира, станет развитие ситуации в сфере безопасности Крымского полуострова, а также развитие ситуации в экономической и в политической сферах Крыма.