Грядущей осенью можно ожидать изменения ситуации на мировом нефтяном. Новые надежды связаны с грядущей встречей представителей стран-членов ОПЕК, в которой примет участие и Россия, пишет «Московский Комсомолец». При этом пока непонятно с чем пожалуют на это мероприятие нефтедобывающие страны. Среди них по-прежнему единства не наблюдается.
Часть не верит в то, что возможно договориться о снижении нефтедобычи, а, например, Венесуэла, активно к этому призывает. И такое развитие событий, по мнению экспертов, возможно. Если определенные договоренности состоятся, то стоимость нефти может закрепиться на уровне 50 долларов за баррель. В этом случае доллар будет стоить в пределах 61-63 рублей. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
В начале месяца нефть рухнула в цене ниже 42 долларов, но с тех пор пусть и понемногу, но набирает в цене вот уже две недели, по состоянию на вторник баррель уже торговался за 48 долларов. Как отмечается, рост стал возможен на фоне усиления слухов о вероятной заморозке нефтедобычи в рамках ОПЕК. Ключевой экспортер в лице Саудовской Аравии якобы согласен обсуждать заморозку. Тем временем министр энергетики Венесуэлы устроил тур по странам ОПЕК нефти, среди которых первой оказался Иран. В Тегеране пока еще не готовы ответить, примут ли участие во встрече, однако на тот момент страна должна вернуть объемы производства нефти на уровень досанкционного периода, отсюда можно сделать вывод, что Иран не должен препятствовать соглашению как это было раньше. Ранее с возобновлением переговоров по «заморозке» нефтедобычи соглашались и в Эквадор с Кувейтом.
Ранее предполагалось, что встреча стран-экспортеров пройдет в конце сентября в Алжире, когда там состоится Международный энергетический форум. Однако накануне в российском Минэнерго сообщили, что заседание энергетического диалога «Россия-ОПЕК» состоится в октябре, а ясность относительно даты наступит чуть позднее после согласования по дипломатическим каналам. Представители ОПЕК говорят о том, что уже работают над повесткой мероприятия.
По мнению начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» С. Суверова, действительно, как и пишут в западной прессе, соглашение России с ОПЕК о заморозке нефтедобычи возможно. Иран существенно нарастил добычу углеводородов и очевидно теперь не должен решительно выступать против заморозки как раньше. В Саудовской Аравии хотят на длинную перспективу развивать высокотехнологичные отраслей экономики, отказавшись от приоритета сырьевого сектора, что также потенциально работает на соглашение.
Если нефтедобывающим странам удастся договориться, то в этом случае есть перспектива закрепить цену нефти на уровне в 50 долларов уже в этом году. Для России это стало бы хорошим известием ведь бюджет на этот год рассчитан как раз исходя из такой цены нефти. Но и при этом дефицит бюджета предполагается на уровне 3 процентов ВВП (2,1 трлн. рублей). По состоянию на сегодня ситуация в этом смысле обстоит значительно хуже. Бюджетный дефицит может составить 4-5 процентов ВВП, то есть более 4 трлн. рублей. Эту дыру в бюджете закрыть будет нечем. Тем самым нефть по 50 долларов станет спасением для бюджета страны и ее экономики. К тому же не стоит забывать, что и курс российского рубля тесно связан с нефтяными котировками. При 50 долларах за баррель ожидаемый курс рубля к доллару должен быть в пределах 61-63 рублей и при устойчивости цены нефти рубль тоже не должен колебаться в цене.
Впрочем, не стоит забывать, что как показала практика двух лет, с тех пор как цены на нефть начали свое впечатляющее падение, основные нефтедобывающие державы никак не могли прийти к консолидированной позиции, если не считать политику невмешательства, которой придерживались в ОПЕК постоянно, невзирая на рекордные показатели снижения цены на нефть, а впоследствии и призывы отдельных предельно зависящих от доходов от нефтеэкспорта государств договориться о контрмерах, которые стабилизировали бы рынок энергоресурсов.
В начале этого года нефть опускалась в цене ниже 30 долларов и такие страны как Венесуэла и Нигерия оказались на грани краха, ведь их бюджеты в основном рассчитаны на доходы от торговли нефтью. Однако внутри ОПЕК не было общего согласия по необходимости заморозки добычи, ведь картель не объединяет всех крупнейших производителей, а значит, договор внутри организации поставит ее членов в невыгодные условия в сравнении, например, с Россией, где к тому же затраты на добычу нефти наиболее низкие, а значит, она теоретически долго может участвовать в войнах за долю на рынке. Именно нежелание потерять свою долю сдерживало нескольких крупных игроков. К тому же, как раз в разгар кризиса, вызрело решение о снятии санкции с Ирана, что позволяло этой стране вновь выйти на глобальные рынки торговли углеводородами, и там сразу четко дали понять, что не намерены прислушиваться к остальным игрокам, пока не вернут себе утерянные позиции в экспорте нефти.
Тем самым в ОПЕК на фоне отсутствия согласия никаких решений так и не принималось, хотя присоединиться к планам картеля не против уже и в России. За пару прошедших лет в условиях критичного снижения доходов от экспорта энергоносителей на прежнем уровне наполнять государственный бюджет возможностей нет, Россия была вынуждена сжигать свои резервные запасы, и их объем уже значительно сократился. Поэтому российское руководство также заинтересовано в стабилизации ситуации, но нельзя не учитывать такие важные факторы влияния на рыночную ситуацию как низкий спрос на нефть, ее значительные запасы в хранилищах по миру, а также серьезное влияние сланцевой добычи в США.