Экспортеры нефти, «проедавшие» свои доходы от ее реализации либо обогащавшие правящие верхушки в своих странах, в перспективе узнают, что такое жить в еще более сложных условиях. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Еще два года назад нефть стоила более 100 долларов за баррель. Год назад она стала дешевле наполовину и после дальнейшего падения на сегодня вновь вернулась к 50 долларам. Эффект от снижения цен на нефть и соответствующего влияния на природный газ для стран по регионам мира рассчитало Агентство Bloomberg New Energy Finance. Наибольшие потери за год понесли страны Ближнего Востока – минус 357 млрд. долларов, Россия и Центральная Азия – минус 218 млрд. долларов. Экспортеры нефти и газа из Африки (к югу от Сахары) потеряли 89 млрд. долларов, Северной Африки – 62 млрд. долларов, Латинской Америки – 60 млрд. долларов, Норвегии – 53 млрд. долларов, Канады – 40 млрд. долларов. С другой стороны, с наибольшей выгодой из этой ситуации вышли страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии – плюс 393 млрд. долларов за год, Европы – плюс 300 млрд. и США – плюс 180 млрд. долларов.
Следует отметить, что в данных подсчетах не учтено изменение объемов экспорта, что тоже важно. Ведь, к примеру, Россия, активно вытесняется с рынка Европы Норвегией, ближневосточными странами (среди которых нарастивший добычу Иран) и Соединенными Штатами, ставшими крупным экспортером нефти и сжиженного газа. Усилившаяся конкуренция между поставщиками позволила Европе извлечь дополнительную выгоду от более низких цен (сверх подсчитанных 300 млрд. долларов). В сравнении с этими преимуществами не так тяжело воспринимаются сравнительно невысокие потери Европы от сокращения торговли с Россией из-за обоюдных санкций.
У кремлевских пропагандистов принято рассказывать о тяжелом бремени санкций для экономики Европы, однако по итогам прошлого года ЕС получил рост ВВП на 2 процента, а Россия потеряла 3,7 процента ВВП без учета снижения цен на нефть и газ, а также обвала рубля (долларовый ВВП России сократился на 35,4 процента).
Аналитики расходятся в прогнозах поведения цен на нефтяном рынке на ближайшие месяцы. Однако на среднесрочную перспективу сохранится тенденция к росту предложения нефти и сокращению спроса на нее, а это неизбежно должно привести к падению цен еще ниже. В этой связи странам-экспортерам, где сверхдоходы от торговли нефтью «проедались», как, например, в Венесуэле, или уходили на обогащение в основном только правящей верхушки, как это было в России, придется еще узнать, что такое тяжелые времена. Среди фаворитов на сегодня выделяются нефтедобывающие страны Африки. Там еще во времена прихода первых инвесторов вкладывались в добычу в условиях дорогой нефти, и сейчас многие из них уже вернули вложения, потому при низких затратах у них все должно быть хорошо.