Официальный Тегеран обратился с призывом к иностранным компаниям, которые работают в стране, повысить уровень добычи, а также объем экспортируемой нефти и газа для того, чтобы как можно больше увеличить доход государства. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», такую информацию во вторник, 23 августа, распространило информационное агентство Reuters, сославшись на заявление министра нефтяной промышленности Ирака Джаббара аль-Лаиби. Стоит отметить, что в Ираке ведет деятельность множество иностранных компаний, среди которых российский ЛУКОЙЛ.
А за один день до этого издание Bloomberg проинформировало о плана Ирака увеличить экспорт «черного золота» приблизительно на пять процентов на протяжении нескольких дней после того, как состоялось подписание соглашения, предусматривающего возобновление поставок с трех проектов в провинции Киркук. По информации члена топливно-энергетического совета этой провинции Фуада Хуссейна, уровень роста отгрузки будет составлять примерно 150 тысяч баррелей в сутки. В прошлом месяце, по информации Международного энергетического агентства, Ирак отправил на экспорт 3,71 миллиона баррелей в день.
Киркук является провинцией нефтяной базы, контроль над которой держит Иракский Курдистан – широкая автономия в составе государства Ирак. В свое время курды осуществляли поставку Багдаду как минимум 250 тысяч баррелей в день. При этом часть дохода они получали от продажи. Однако затем данный договор никто не соблюдал, к тому же обе стороны выступали со взаимными обвинениями. На минувшей неделе от Багдада поступила информация, что нефтяной спор может быть разрешен.
«У проектов в Ираке есть множество рисков, которые включают в себя, к примеру, низкую прозрачность добычи в автономии, – прокомментировал глава аналитического департамента ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. – То, что баланс находится в экономических отношениях Багдада и курдской автономии, в значительной мере способно удушить перспективы наращивания добычи в Киркуке за счет нефти с территорий, подконтрольных курдам».
Крылов отметил, что на мировой баланс спроса и предложения киркукская нефть в значительной мере не сможет оказать влияние. При этом она сможет снизить опасения касаемо перспектив добычи в Ираке. Его доля по показателям мировой добычи по итогам 2016 года может составить пять процентов. Ограничение опасений, в свою очередь, окажет давление на нефтяные котировки.
На рынке уже давно присутствуют ожидания активного роста добычи (и, таким образом, экспорта) в Ираке. Еще в апреле эксперты в нефтяной отрасли отмечали, что низкозатратные проекты в этой стране в теории способны дать дополнительно 2-3 млн. баррелей в сутки.
Ирак занимает второе место по уровню среди производителей в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), уступая только Саудовской Аравии. Согласно данным ОПЕК, в 2016 году Ирак в основном увеличивал добычу. Если в четвертом квартале минувшего года она составляла 3,846 млн. баррелей в сутки, то за первые четыре месяца этого года – уже 4,598 млн. баррелей. Во втором квартале произошло снижение до 4,523 млн баррелей, но уже в июле был поставлен новый рекорд – 4,606 миллиона баррелей в день.
Вместе с тем общий рост добычи ОПЕК в прошлом месяце был обеспечен по большей части именно Ираком, а также Нигерией.
Крылов ожидает, что увеличение добычи в Ираке в целом и новые тенденции в отношениях с курдами в частности способны привести к осложнению выработки соглашений по возможной заморозке уровня добычи.
Достигнуть договоренности о фиксации добычи лидеры мирового производства намереваются с начала года, но в результате в ходе переговоров в катарской Дохе в середине апреля инициатива провалилась из-за позиции Ирана – он отказался замораживать производство, и Саудовской Аравии, которая заявила, что участвовать в заморозке должны все крупные производители.
С недавних пор идея опять стала предметом обсуждений, в основном ее главным лоббистом является Венесуэла, которая по причине высокой себестоимости добычи несет самые тяжелые потери. Сейчас лидеры рынка нефти не готовы к замораживанию уровня производства, но этот вопрос должен обсуждаться в сентябре на Международном энергетическом конгрессе и в октябре в ходе плановой встречи ОПЕК. Кстати, во вторник агентство Reuters со ссылкой на источники в ОПЕК и нефтяной отрасли сообщило, что Иран может поддержать совместные действия производителей, направленные на стабилизацию рынка нефти.
Главный эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что возможность добычи в Ираке достаточно велика. В том числе это объясняется одной из самых низких на Ближнем Востоке степеней выработанности начальных запасов.
«В прошлом году Ирак добыл 173 миллиона тонн нефти, причем экспорт его составлял лишь около 2,5 млн. баррелей в сутки, – рассказывает Танкаев. – Но возможности страны гораздо шире – вплоть до 350 млн. тонн годовой добычи, что увеличивает экспортный потенциал до 5 млн. баррелей в день».
Этот рост окажет уже значительное влияние на баланс мирового спроса и предложения, что, в свою очередь, нанесет удар по ценам.