Атмосферу в современном Крыму с интересом исследуют журналисты. Обращают они внимание на странный механизм перехода границы между полуостровом и материковой частью Украины, а российские силовики сами называют Крым «Недороссией». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Би-би-си».
Своими впечатлениями от посещения аннексированного Крыма в публикации поделился журналист русской службы «Би-би-си» Павел Аксенов. Он пишет, что границу между полуостровом и украинским материком можно пересечь на автомобиле, но многие вынужденно идут на хитрости. К примеру, часто граждане приезжают на границу на машине, а после пешего перехода через кордоны пересаживаются в другой транспорт.
Смена транспортных средств выгодна для желающих перейти границу. После аннексии в 2014 году автомобильные номера крымского транспорта в принудительном порядке сменили на российские, украинской властью они не признаются. Автомобили из Крыма попасть на материк не могут. Поэтому крымчане, которые желают, к примеру, навестить родственников в Херсонской области, вынуждены придумывать разные схемы.
Рассказывая о самой границе, журналист пишет, что она довольно-таки странная. Граница, по сути, построена в чистом поле и выглядит импровизированной. Нередко именно импровизации помогают пересекать условную черту между украинской территорией и аннексированной ее частью.
Обстановка заставляет импровизировать.
На украинскую территорию попасть по паспорту, выданному крымчанам после аннексии в 2014 году, невозможно. Многие жители полуострова предусмотрительно оставили у себя украинские документы. На одном контрольно-пропускном пункте они предъявляют российский паспорт, на другом, преодолев участок пути между двумя КПП, показывают второй документ, с украинским трезубцем.
Жители Крыма рассказывают, что пограничники снисходительно относятся к пересечению границы с использованием двух документов. В противном случае пропускной пункт можно будет смело характеризовать как блокирующий. Теперешняя же ситуация в несколько странном свете показывает Крым – полноценной частью России он не стал, оставшись в положении спорной территории вне строгих рамок международного законодательного поля.
Иностранцы, в числе которых и журналисты, на территорию полуострова могут попасть с использованием специального пропуска, документ оформляется в Киеве. Однако даже оформление пропуска не избавляет от тщательной проверки на границе. Павел Аксенов сообщил, что съемочную группу «Би-би-си» сначала около часа проверяли украинские пограничники, затем вдвое больше времени заняла процедура проверки представителями ФСБ.
Несмотря на то что досмотр пересекающих границу журналистов и был довольно тщательным, негативного отношения не проявляла ни одна из сторон. Более того, по утверждению журналиста, сотрудники ФСБ даже дали несколько советов о поведении на территории Крыма и рассказали о некоторых особенностях жизни местного населения. Напутствие от российских силовиков завершилось констатацией того, что «Крым – это немножко недороссия», о чем журналистам посоветовали помнить.
Для украинской стороны место размещения КПП является «административной границей с временно оккупированной Россией территорией автономной республики Крым». Тем не менее с украинской стороны на посту стоят пограничники, есть даже таможня. Формально человек, пересекающий границу, одновременно покидает украинскую территорию и не выезжает за ее пределы.
Странные моменты, похоже, никого не смущают. В украинском руководстве неизменно воспринимают Крым как оккупированную территорию. Украинские граждане, в свою очередь, не могут полностью отказаться от поездок на полуостров. Юридические казусы выглядят совсем незначительными для человека на самой границе, где вооруженные военнослужащие стоят друг напротив друга.
В середине нейтральной полосы протяженностью в несколько метров, по словам Павла Аксенова, напряжение чувствуется почти явственно. Ощущение напряженности появляется на подъезде к условной границе, но в середине нейтральной зоны его почти можно потрогать. Причиной роста напряженности являются не только взгляды пограничников, сама граница очень похожа на прифронтовую полосу.
Контрольно-пропускные пункты с обеих сторон окружены колючей проволокой, за которой сооружены окопы. Обустройство окопов также примечательно – наперед вынесены ячейки для пулеметов, в самих траншеях стенки укреплены досками. Кроме того, на дороге лежат бетонные блоки, мешающие автомобилям двигаться прямо, из блоков и мешков с песком перед КПП построены доты с амбразурами.
Вряд ли кто-то пожелает поднести спичку к пороховой бочке.
Недавнее происшествие с обнаружением на территории Крыма «украинских диверсантов» обсуждается не только экспертами, но и местными жителями. На полуострове и прилегающей к нему украинской территории население не верит, что впереди ждет большая война. Некоторые собеседники журналистов из приграничных районов Крыма инициатором возможного обострения называют украинскую сторону и уверены, что российские силовики обеспечат защиту.
Жители украинских сел также убеждены, что армия страны в случае необходимости сможет их защитить. В одном из размещенных возле границы с Крымом украинских сел собеседник журналистов сравнил с пороховой бочкой атмосферу в местности. В большинстве своем местное население сомневается, что спичку к условной пороховой бочке кто-то действительно пожелает поднести.