В экспертной среде российской и международной обсуждаются недавние кадровые перестановки, произошедшие во власти России. По мнению Сергея Шелина, российскую современность можно сравнить с облегченной версией событий 1937 года. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В публикации своего блога журналист Сергей Шелин пишет, что часть представителей экспертной среды, анализируя недавние кадровые перестановки, произошедшие в российском руководстве, проводят параллели с событиями 1937 года. Современность они называют началом событий или чем-то сильно похожим на 1937 год. Чтобы не пугать общество и самих себя, эксперты прогнозируют «1937 – лайт», повальную замену руководящего состава без кровопролития и с некоторой гуманностью, учитывая мягкость теперешнего общественного уклада.
Российское общество тем временем не только слушает экспертов, но и наблюдает за происходящим вокруг. Взору представляются аресты губернаторов и генералов, «мягкий» приговор бывшему мэру Ярославля Уршалову. Судя по всему, восприятие этих событий полностью зависит от того, в какой системе координат оценивается происходящее наблюдателем. В любом случае перемещения в российской власти являются более частыми, чем аресты.
Не исключено, что перемещения имеют глубокий общественный смысл. Возможно, даже речь идет о попытке повтора в несколько облегченном варианте внутренней войны 1937 года. В российской прессе нередко появляются публикации с указанием возможных будущих перемещений отдельных чиновников между должностями. Представленные варианты в разной степени правдоподобны, но вопрос заключается в целесообразности прогнозирования.
Можно смело говорить, что какой-либо чиновник в ближайшей перспективе лишится занимаемой должности, подобные происшествия сейчас не редкость. Тем не менее, в большинстве случаев безнадежным занятиям является прогнозирование того, кто придет на смену после отставки первого чиновника, и в каком направлении будет развиваться карьера отставника в будущем. Бессмысленны подобные прогнозы потому, что в настоящее время нельзя отбрасывать никакие сценарии.
Даже в сумбурных кадровых перестановках есть определенная логика.
Ситуация в современной России оказалась настолько непредсказуемой, что практически на каждом шагу ошибаются специалисты по клановому анализу. Личный состав отдельных кланов также неустойчив, отдельные их члены являются далеко не самыми добродетельными людьми – они регулярно предают друг друга, меняют не только взгляды, но и групповую прописку. Тем не менее, несмотря на непредсказуемость отдельных чиновников, в целом логика кадровых перестановок просматривается более-менее четко:
- хозяин Кремля старается найти ответ на то обстоятельство, что со времени прихода его к власти частью истории стало целое административно-политической поколение. Элементарно поизносились высшие кадры российской власти, при негативном отношении президента к общественным бюрократическим процедурам обновление кадрового состава происходит в ручном режиме.
С методами действий Брежнева решения теперешнего российского президента сравнивать нет смысла. С другой стороны, на протяжении как минимум минувших 5 лет Путин методически отсекает любую вероятность превращения себя во второго Брежнева, своеобразного председателя коллегии геронтократов, от которого никто не ожидает никаких сюрпризов. Для действующего хозяина Кремля неожиданностей ждут и это ему нравится;
- теперешнее обновление не претендует на полноту. Пока еще остается на крепких позициях пресловутое «Озеро», об исчезновении которого говорят много аналитиков. Ключевые фигуры «кооператива» чувствуют себя неплохо, рядом с ними появляются новые люди, старые лишь частично понижаются в должностях, но остаются на орбите власти;
- в большинстве случаев уволенные чиновники уходят не под арест, а на другую должность, иногда символическую. Известно, что Сергей Иванов, бывший глава президентской администрации, даже остался постоянным членом Совбеза. В этой ситуации целесообразно присмотреться к карьерному росту Сергея Иванова-младшего, который этой весной стал вице-президентом Сбербанка, то есть, по сути, дышит в затылок Герману Грефу. По предстоящим перестановкам в этой структуре можно будет оценить, насколько налажен принцип наследования в российском варианте феодализма;
- новые высшие кадры не претендуют на звание сильных и ярких организаторов. Видимо, они вовсе не собираются вести страну вперед в любом из пониманий этого слова.
Научные работы Антона Вайно можно изучать, но это вовсе не обязательно. Ольгу Васильеву можно воспринимать как сталинистку или автора беспристрастных трудов. В двух случаях изучение прежней жизни новых чиновников опционально, озарений в их трудах нет одинаково. Очевидно, чиновники новой формации будут продвигать косность и архаику по приказу своей души, поскольку ничему другому не обучены.
В 1937 году кадровая революция происходила в формате кровавой внутренней борьбы, она затрагивала исключительно руководящие кадры. Сталин стремился истребить физически всех, кого считал врагами. После победы в этой войне вождь планировал сформировать другую страну, с другим народом под старым названием. В 2016 году кадровые перестановки являются своего рода мирным проектом, продвигаемым хозяином Кремля в стране, менять которую он не планирует. События происходят в мирное время застоя и неравенства, с изоляционизмом и другими неприятными моментами. Но теперешняя атмосфера мирная, по крайней мере пока.