Горячие Новости

Облако тегов

Лукашенко и Беларусь в геополитическом тупике

Лукашенко и Беларусь в геополитическом тупике

Почти два года прошло с того момента, как в столице Беларуси был подписан первый протокол, предусматривающий прекращение боевых действий на Донбассе, сообщают корреспонденты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». В свою очередь, «Белорусские новости» отмечают, что занимаемая официальным Минском позиция в данном конфликте способствовала началу процесса нормализации отношений с Западом, хотя в то же время спровоцировала существенное усиление угрозы с Востока.

Затухание Минского процесса.

Эксперты отмечают, что факт того, что Минск стал сперва местом переговоров сторон, которые между собой противоборствуют, а потом и площадкой, где та же проблема была вынесена на обсуждение в рамках саммита «нормандской четверки», позволил государственным и близким к ним структурам назвать Беларусь таким себе «донором безопасности в регионе». Правда, сейчас это понятие используется в целях пиара.

Белорусские власти и приближенные к ним политологи отмечают закономерность того, что после приобретения столь значимого статуса отношения стран Запада и официального Минска стали не такими напряженными.

Скорее всего, есть все основания согласиться с тем, что сперва даже сама техническая составляющая, то есть представленная площадка для переговоров, сыграла определенную роль. Впрочем, весьма вероятно, что достигнутый в отношениях с Евросоюзом и США эффект в значительно большей степени стал результатом более или менее отстраненной позиции в украинском вопросе, которую власти Республики Беларусь, самой близкой союзницы России, заняли в некоторой мере неожиданно для Запада.

Приходится не без сожаления констатировать, что в общей сложности развитие событий пошло совершенно не так, как ожидалось после Минских соглашений. На сегодня Минский процесс фактически заморожен без каких-либо серьезных перспектив возобновления, так что на дальнейшее использование этого козыря белорусским властям, по большому счету, едва ли стоит рассчитывать.

Между тем, благодаря данному импульсу, определенные сдвиги в международном положении официального Минска все же имели место. В связи с этим было бы правильно попытаться оценить, что сейчас станет доминирующим: движение по инерции или торможение.

От Запада много обещаний не поступило.

Само собой, при сравнении нынешней ситуации в отношениях с Западом с той, которая наблюдалась буквально несколько лет назад, наличие перемен буквально налицо. К примеру, стоит отметить значительное расширение контактов, более широкое формирование повестки дня, чтобы углубить и расширить сотрудничество.

В то же время наблюдаемые нынче процессы свидетельствуют о том, что сдвиги произошли только в моральном аспекте. А вот основной цели, для которой, в принципе, и была затеяна нормализация, — максимально расширить взаимодействие в экономике с целью получения кредитов, инвестиций и технологий — властям Беларуси пока что достичь не удалось.

Евросоюз, само собой, выделяет средства на некоторые проекты. К примеру, семь миллионов евро на демократизацию местного самоуправления (при этом свыше пятидесяти процентов из них было потрачено на поездки белорусских чиновников в Европу с не очень, мягко говоря, значительным эффектом). Но такие «вбрасывания» происходят очень нечасто.

Помимо этого, Минск на сегодняшний день нуждается главным образом в ресурсах для спасения экономики. Но пока здесь хвалиться нечем. В первом полугодии товарооборот со странами ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился почти на четверть, положительное сальдо сократилось с 2 млрд. до 690 млн. долларов.

Надежда есть еще разве что на получение кредита от Международного валютного фонда, который может позволить в некоторой степени перевести дух. Однако фонд обещает вернуться к данному вопросу только после сентябрьских парламентских выборов, и это заставляет предположить, что одним из критериев для принятия решения станет степень их соответствия демократическим стандартам.

Исходя из сказанного выше, у белорусского режима появляется дополнительный стимул не очень жестко обращаться со своими оппонентами (что не гарантирует либерализации по сути).

Россия продолжает держать в напряжении.

Вместе с тем в некоторой мере нейтральная позиция Минска в российско-украинском противостоянии, скорее всего, оказалась не очень приятным сюрпризом для Кремля. До сегодняшнего дня это не вылилось в какие-то острые конфликты, подобные тем, что регулярно имели место в прежние годы, но отдельные симптомы недовольства России поведением партнера достаточно очевидны.

Как пример можно привести непрекращающиеся претензии Россельхознадзора к сельскохозяйственной продукции белорусского производства, спор касаемо стоимости газа, который обернулся снижением объема поставок в Беларусь российской нефти.

В конце концов, по утверждению экспертов Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск), Беларусь сейчас продолжает ощущать беспрецедентное военно-политическое давление со стороны Кремля для того, чтобы вовлечь в ее противостояние со странами Запада. Не все выводы и рекомендации экспертов центра являются бесспорными, однако с главным посылом нельзя не согласиться.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия


Коканд
Владимир Михайлович Костельман
Костельман Владимир Михайлович
Instagram
Instagram
Газпром нефть
Газпром нефть
Audi
О компании «Audi»
Российская Федерация
Российская Федерация