На фоне информации о болезни, а то и о смерти президента Узбекистана, вполне естественно возникает вопрос: что будет со страной после него? Более детально прогнозы экспертов о том, что будет с Узбекистаном после Каримова, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Достоверной информации о состоянии здоровья Ислама Каримова, как отмечает "Радио Свобода", до сих пор не знает никто, за исключением, разумеется, лиц из ближайшего окружения президента Узбекистана. Согласно Конституции, обязанности главы государства в случае, если тот не в состоянии их выполнять самостоятельно, возлагаются на спикера верхней палаты парламента, а выборы нового президента должны быть проведены в трехмесячный срок.
В настоящее время верхнюю палату парламента Узбекистана возглавляет Нигматулла Юлдашев, однако он вряд ли займет президентское кресло надолго: по мнению экспертов, наиболее высокие шансы стать главой государства сегодня у главы правительства Шавката Мирзияева и его зама Рустама Азимова. Стать президентом Узбекистана может и Рустам Иноятов, возглавляющий Службу национальной безопасности, однако здесь следует учитывать его преклонный возраст – 72 года.
Каримов уже утратил контроль над ситуацией – Раббимов.
Диссидент и независимый узбекский политолог Камолиддин Раббимов объяснил журналистам "Радио Свобода", что Узбекистан является не столько мусульманской, сколько постсоветской страной, и поэтому слухи, согласно которым причиной кровоизлияния в мозг главы государства стало обильное возлияние с вернувшейся из Бразилии олимпийской сборной, вполне могут соответствовать действительности, поскольку спиртное употребляет вся узбекская элита, и президент здесь не исключение: он выпивал всегда, причем много, как в горе, так и в радости.
Говоря о том, готовил ли Каримов себе преемника, политолог отметил, что президент дал возможность накопить серьезный политический вес двум своим приближенным – Шавкату Мирзияеву и Рустаму Азимову. Они достаточно давно входят в окружение главы государства – тот наделил их достаточно широкими полномочиями, и, несмотря на доверие, лично контролирует все их действия. При этом ранее Ислам Каримов никогда не указывал на свой возможный уход, и не нарушал паритет между премьер-министром и заместителем главы правительства – между полномочиями этих чиновников имеется определенный баланс. По мнению Раббимова, президент планировал кого-то из них усилить, а кого-то вовсе убрать из власти, когда настанет соответствующий момент, однако, судя по всему, он просто не успел этого сделать.
Невзирая на то, умрет Каримов, или выживет, уже смело можно констатировать прямо сейчас – контроль над ситуацией он уже утратил. По этой причине в Узбекистане начнется внутренняя борьба, которую простой народ со стороны даже не заметит и не поймет. Данная борьба будет вестись внутри властных коридорами, а бороться за власть в стране будут Кабинет министров, аппарат президента и силовики, причем последние имеют достаточно серьезное влияние, и они могут серьезно повлиять на исход борьбы. Наиболее влиятельной силовой структурой Узбекистана является возглавляемая Иноятовым Служба национальной безопасности, контролирующая все и всех. При этом внутри самой службы нет единого полюса – у главы НСБ есть 9 заместителей.
Властных ресурсов формально больше у главы правительства, однако, по мнению политолога, Ислам Каримов больше доверяет Азимову, и преемником президента станет, скорее всего, именно заместитель премьера. Впрочем, борьба за власть, по всей видимости, началась уже сейчас, и, учитывая данное обстоятельство, Раббимов считает, что у Мирзияева шансы стать президентом Узбекистана более высокие, чем у Азимова.
Вместе с тем политолог объяснил, что и премьер-министр, и его заместитель подстраивались под ценности и под потребности Ислама Каримова – они старались максимально понравиться главе государства, и постоянно подавляли и скрывали свои настоящие чувства. Внутри этого режима доподлинно никого не знают, за исключением самого Каримова, но уже сейчас ясно одно – кто бы не занял должность президента Узбекистана, это будет человек из окружения нынешнего главы государства. А это означает, что авторитарная форма правления будет сохранена, а новый президент будет таким же прагматичным руководителем, как и Ислам Каримов.
Правящий режим в Узбекистане сформировался как устойчивая система поведения и мышления, а политическая элита уверена: без применения силы не удастся удержать режим, не удастся укрепить его, не получиться укрепить стабильность и целостность государства. Представители узбекской элиты придерживались такой точки зрения всегда, и продолжают так думать и в настоящее время. Новый глава государства будет стараться сохранить имевшийся у Каримова контроль над страной с помощью силовых структур – иными словами, ситуация здесь не претерпит никаких изменений, а в некоторых моментах репрессивный характер узбекской власти может быть даже усилен. Поэтому вывод можно сделать уже сейчас: никаких надежд на смену характера государственного режима в связи с уходом Каримова питать не стоит, поскольку вне зависимости от того, кто сменит его на должности главы государства, это в любом случае будет автократ.