Когда в марте далекого 1953 года в советских средствах массовой информации неожиданно была распространена новость о том, что Сталин тяжело заболел, многие журналисты отправились в единственное в российской столице место, где можно было получить услуги международной мобильной связи, а именно – на Центральный телеграф, пишет журналист «Московского комсомольца». Впрочем, непосредственно на публике хмурый чиновник с мясом вырвал телефонный аппарат из кабинки. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» интернет-журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Сейчас власти Узбекистана лишены возможности использовать такой простой и эффективный способ, чтобы обеспечить информационную блокаду – уж достаточно далеко вперед зашла техника. Однако в плане доступности получения информации, касающейся состояния здоровья лидера страны никаких изменений, скорее всего, не произошло.
Точно предоставить информацию о всем происходящем в коридорах власти Ташкента сейчас не может никто, подобно тому, как неизвестно, жив ли на самом деле Ислам Каримов, который так много лет руководил Узбекистаном. Единственной опорой в данном случае могут быть признаки извне. В 1982 году много людей догадались о том, что умер Брежнев, когда концерт в честь дня милиции отменили. Реально ли провести параллель и прийти к каким-либо выводам, судя по информации ВВС о том, что торжества по случаю дня независимости Узбекистана завтра, 1 сентября, отменили? Однозначно ответить на этот вопрос пока нереально.
И все-таки, даже если допустить возможность возвращения к деятельности бывшего первого секретаря ЦК компартии Узбекистана Ислама Каримова, это никак не изменит самого главного. Так называемый транзит власти в Центральной Азии и впредь будет иметь все более очевидные признаки.
Страна, построенная с нуля на обломках Советского Союза Исламом Каримовым, вряд ли может называться на самом деле привлекательным местом. Для многих Узбекистан Ислама Каримова является достаточно странной смесью старосоветского, резко антисоветского и традиционной восточной деспотии. Сам Каримов до самого недавнего времени сохранил свойственный региональному советскому чиновнику болезненный интерес к «центральной» московской прессе. Как я знаю из самых надежных источников, все беседы президента Узбекистана с высокопоставленными визитерами из столицы России обязательно включали в себя детальное обсуждение последних публикаций московских СМИ о его стране.
Каримову были известны все имена больше всего «обижавших» его журналистов из Российской Федерации. Он постоянно с негодованием вопрошал у своих московских гостей: что мешает им навести порядок и не принят этих писак к ногтю?
Эксперты отмечают, что Каримов так и не научился до конца воспринимать Россию в качестве иностранного государства. К примеру, «приход к власти» в РФ в 2008 году Дмитрия Медведева стал причиной самого настоящего приступа бешенства у узбекского лидера. Исламу Каримову было почти нереально понять, почему это Путин неожиданно решил кому-то уступить должность президента и, не стесняясь, говорил об этом своим российским собеседникам.
Подобное трогательное «родственное» отношение к московским высокопоставленным лицам у Каримова сочеталось с серьезным отторжением России и того, что, по его мнению, являлось «рудиментами позорного советского прошлого». Во время беседы в 2002 году с новым послом Великобритании Крэйгом Муррэйем, президент Узбекистана заявил о сожалении, что его страну в свое время колонизировали русские, а не англичане.
Каримов начал вести борьбу советским памятникам. В частности, теми, которые посвящались Великой Отечественной войне. А сам этот термин в Узбекистане был фактически запрещенным. Ислам Каримов считал себя политическим наследником великого средневекового завоевателя Тамерлана, основавшего в 1370 году империю Тимуридов со столицей в Самарканде. Советский период истории Узбекистана казался Каримову временем, которое следует как можно быстрее выбросить из памяти.
О Каримове отзывались как об очень строгом начальнике, который порой мог даже «по-отечески» прибегнуть к физическому наказанию особо провинившегося министра или хокима (регионального руководителя). Те, в свою очередь, обращались и обращаются в той же манере со своими подчиненными и простыми гражданами. Узбекистан — это очень жесткое полицейское государство, в котором осуществляется тотальный контроль над населением. Делается это как с помощью современных полицейских технологий, так и с помощью системы махаллей — традиционных квартальных общин. В махалли каждый друг друга знает, каждый как на ладони. И это не позволяет никому скрыться от всевидящего ока государства.
Узбекистан Ислама Каримова является в некоторой мере семейным предприятием. Сперва на первый план вышла старшая дочь президента Гульнара. Ее называли заместителем посла в Москве, послом в Мадриде, представителем Узбекистана при подразделениях ООН в Женеве. В свое время Гульнару Каримову называли реальным претендентом на роль следующего лидера страны. Но она поссорилась со своей матерью и сестрой и попала в немилость к отцу. На сегодняшний день в перечень самых влиятельных фигур в Узбекистане входит другая дочь Каримова Лола и ее мать Татьяна Акбаровна.