По словам Джона Хербста, бывшего посла США в Украине, сближение, наблюдаемое в настоящее время между Анкарой и Москвой, не оторвет Турцию от западного мира. Более детально мнение дипломата о том, что сближение с Россией не оторвет Турцию от Запада, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Джон Хербст отмечает, что сближение Анкары и Москвы является важным геополитическим событием, укрепляющим позицию каждой из стран. Потепление отношений будет выгодно и для Турции, и для Москвы, но лишь в сферах, в которых их интересы не противоречат друг другу, тогда как наличие существенных различий в интересах достаточно серьезно ограничивают важность нового альянса.
Сближение началось по инициативе турецкой стороны, равно как и стремительный рост напряжения в ноябре прошлого года. Российская Федерация во времена правления Владимира Путина на протяжении 15 лет обхаживала Турцию, причем обхаживала, преимущественно, успешно, несмотря на членство той в Североатлантическом альянсе и давнее стремление к вступлению в Европейский Союз.
В 2002 году к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития, начавшая реализацию более непредсказуемой, и, вместе с тем, независимой внешней политики, причем временами такая политика мешала традиционным союзникам Анкары, в первую очередь – на Ближнем Востоке. Например, турецкие власти в 2003 году помешали Соединенным Штатам начать атаку на Ирак из восточной части страны, а из-за блокады Газы ухудшились отношения с Израилем. Поддержала Турция и ряд радикальных исламистских группировок, борющихся против сирийского диктатора Башара Асада.
При этом длительное ухаживание РФ за Турцией окупилось, причем, в довольно впечатляющих масштабах. Анкара длительное время позиционировала себя как защитника крымских татар, однако на аннексию Крымского полуострова турецкие власти отреагировали достаточно сдержано. В частности, авиакомпания Turkish Airlines осуществляла регулярные рейсы в Симферополь, начиная с лета позапрошлого года, а Анкара отказалась поддержать введенные западными странами санкции против РФ. Более того – Турция стала для России альтернативным поставщиком сельхозпродукции после того, как российским правительством было введено продуктовое эмбарго в отношении целого ряда стран.
Способствовали укреплению отношений и крепкие экономические связи – турецкие строительные проекты в РФ, российские туристы на турецких пляжа, наконец, поставки в Турцию газа из России. К этому следует добавить еще и личное восхищение президента Турции Реджепа Эрдогана авторитарным режимом Владимира Путина и его напористой внешней политикой.
Восстановление отношений между Турцией и Россией будет иметь достаточно серьезные последствия – Хербст.
Противоречивые интересы двух стран в Сирии стали миной замедленного действия, сработавшей осенью прошлого года, когда турецкие ВВС сбили российский военный самолет, нарушивший воздушное пространство Турции. Российская сторона пыталась замять инцидент, однако Анкара сражу же заявила – самолет сбила Турция. Президент РФ назвал данный поступок "ударом в спину", обвинил Эрдогана в пособничестве террористам, а отношения между странами начали стремительно охлаждаться.
Извинился Эрдоган только лишь в конце июня 2016 года, хотя это и не является для него обычной практикой. Россия сразу же поприветствовала этот шаг, и принялась принимать меры, направленные на восстановление и на укрепление отношений с Анкарой. В частности, российское руководство сразу же после неудачной попытки путча в Турции публично заявило о своей поддержке Эрдогана, в отличие от лидеров западных стран, громко заявлявших о своей обеспокоенности в связи с начатыми Анкарой репрессиями, под которые попали тысячи турецких граждан. В начале августа Путин и Эрдоган встретились в Санкт-Петербурге, заверив друг друга в восстановлении отношений до докризисного уровня, с возвращением на пляжи Турции российских туристов, с поставками турецкой сельскохозяйственной продукции в России, и с возобновлением переговоров о реализации проекта "Турецкий поток".
По мнению дипломата, восстановление отношений между РФ и Турцией будет иметь достаточно серьезные последствия. Во-первых, оно позитивно отобразиться на экономике обеих стран. Сближение также означает, что Анкара уже не будет союзником Киева в его противостоянии с Москвой, и теперь турецкая сторона уже вряд ли будет демонстрировать озабоченность из-за ситуации с крымскотатарским населением аннексированного Крыма.
Впрочем, эффект от сближения России и Турции переоценивать также не стоит, поскольку принципиальные различия так никуда и не исчезли. Ранее Эрдоган откровенно признался – он смог сбить самолет ВКС РФ только лишь потому, что его страна является членом НАТО. Серьезные разногласия наблюдаются в интересах Москвы и Анкары на Кавказе и в Сирии. В частности, Эрдоган не изменил своей позиции, и по-прежнему выступает против Асада, тогда как российские бомбардировщики атакуют на сирийской территории не позиции "Исламского государства", а позиции умеренной оппозиции. Если говорить в целом, то сближение Турции и России – это достаточно скромная победа, как для Эрдогана, так и для Путина. Оно усложнит отношения Анкары с Брюсселем и с Вашингтоном, однако при этом не внесет туда никаких фундаментальных изменений.