Одной из главных новостей постсоветского пространства теперешнего времени является смерть Ислама Каримова. За годы президентства он продемонстрировал умение руководить страной даже в самые трудные времена. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на lenta.ru.
Знающий тайны распада Страны Советов Ислам Каримов в 1991 году встал во главе одной из республик СССР. В советские времена Узбекистан служил витриной восточного региона, но после распада СССР государство вошло в период трудностей. Возможности получать дотации из общесоюзного бюджета больше не было, никак на ситуацию в Узбекистане не могли повлиять прочные связи элиты в центре. В отличие от советского периода, Узбекистан перестал быть академическим центром большой страны, руководство страны не могло регулярно сообщать о вводе в эксплуатацию очередного предприятия.
За прошедшие 25 лет независимости Ислам Каримов смог доказать, что является настоящим военным лидером в Центральной Азии. Именно президент Узбекистана единственный владел боеспособной армией, проверенной реальной войной, вооруженные силы страны в случае трудностей могли вступать в бой за растерянных соседей. Регулярно свидетельствовали о силе узбекской армии внешние источники. Созданный внутри государства Каримовым полицейский режим постоянно критиковался мировой общественностью, но уберегал страну от экстремистского хаоса.
Собственный путь Каримов выбрал также в экономике. Эксперты в один голос утверждают, что президент сделал все возможное для избежания появлению в стране олигархов. В любом случае одним из акцентов управления экономикой оставалось государственное регулирование. Деиндустриализация также не прошла мимо Узбекистана – авиазавод в Ташкенте за четверть века не смог возобновить функционирование в полном объеме, тракторный завод Ташкента ликвидирован.
Экономика переориентирована быстро и эффективно.
В динамично меняющихся обстоятельствах власти государства сориентировались довольно быстро. Официальный Ташкент понял, что производственные связи советских времен разрушены, и нет смысла ждать помощь в развитии промышленности от бывших братских республик. В 1993 году, когда в других государствах постсоветского пространства еще полным ходом шел процесс распределения наследства СССР, в Ташкенте подписали договор с автопроизводителями из Кореи. Через 3 года на автозаводе в Асаке вышел первый автомобиль. Оперативное изменение приоритетов стало причиной того, что падение узбекской экономики было меньшим, чем в других бывших союзных республиках.
Тем не менее теперешний объем иностранных инвестиций в Узбекистане нельзя назвать большим, в привлечении зарубежного капитала более успешным является даже соседний Казахстан. При этом следует учитывать, что Ташкент старался привлекать инвестиции преимущественно в индустрию, в сырьевых областях акцент был сделан на перерабатывающее производство. На узбекском рынке работают такие индустриальные компании с мировым именем, как LG, Isuzu, Mitsubishi, CNJPC, Samsung и ряд других.
Новости экономики из Узбекистана звучат в советской манере, как победные реляции. К примеру, в 2007 году компания из Испании запустила химический завод в Чирчике, Самаркандский автозавод служит производственной базой для японской компании, Устюртский газохимический комплекс с 2011 года до недавнего времени строился концернами из Кореи. Объем промышленности в структуре ВВП Узбекистана с 2000 года увеличился вдвое. За годы президентства Ислам Каримов сделал все возможное, чтобы превратить Узбекистан в устойчивое и экономически независимое государство.
На протяжении довольно длительного времени население республики проживало преимущественно в сельской местности, в последние годы фиксируется сильная урбанизация. Несмотря на все усилия властей, агропромышленный комплекс в Узбекистане остается проблемной отраслью. Руководство страны информировало о росте АПК, но посевные площади продолжали сокращаться, Ташкент постепенно отказывался от производства хлопка как монокультуры.
Часть экономики пребывает в тени и выходить не планирует.
Показатели демографии дают возможность оценить состояние экономики в целом. В Узбекистане фиксируется замедление прироста населения, что экспертами оценивается как благоприятная тенденция. За рубежом (преимущественно в России) работает немало узбеков, национальное хозяйство государства на данном этапе всех граждан страны прокормить просто не в состоянии.
Аналитики определяют процветающий черный рынок одной из особенностей узбекской экономики ручного управления. Значительно различаются между собой официальный и рыночный курсы обмена валюты, граждане и предприятия делают выбор в пользу отказа от уплаты налогов. Выходу экономики из тени законодательство Узбекистана не способствует, в демонстрации высоких доходов при прогрессивной шкале налогообложения предприниматели не заинтересованы.
Строительством государства Каримов занимался преимущественно в формате непубличной политики, он выстраивал систему элит и старался избежать конфликта внутри властной верхушки. После смерти президента Узбекистан напоминает СССР позднего периода. Экономика развивается быстро, армия и спецслужбы сильные, население многочисленное, но преимущественно бедное. Первый президент страны сделал все возможное для вывода Узбекистана на линию стабильного развития.
Многих последствий распада Страны Советов Ташкент сумел избежать. В то же время большая теневая экономика и многочисленные трудовые мигранты доказывают, что избранная Каримовым модель развития не слишком эффективна. Экономика Узбекистана сильно нуждается во внешних рынках. При этом исламистская угроза в Узбекистане на данное время такая же сильная, как в 90-х годах прошлого века.