На сегодня, 4 сентября, в рамках саммита «Большой двадцатки» в Китае запланирована первая личная встреча российского президента Владимира Путина и главы правительства Великобритании Терезы Мэй. Как пишет ВВС, еще в первых числах прошлого месяца от обеих сторон прозвучало заявление о готовности к «открытому и честному диалогу на те темы, которые являются важными для обеих сторон», даже с учетом разногласий по определенным вопросам. Может ли нынешняя встреча Мэй и Путина внести коррективы в британско-российские отношения, выясняли эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
Почему эта встреча происходит именно сейчас?
Ответ на поставленный вопрос о перспективе диалога Лондона и Москвы будет не в последней степени зависеть от того, какие темы станут предметом обсуждения между лидерами Великобритании и России. Напомним, что отношения обеих стран в значительной мере ухудшились еще десять лет назад. Тогда в Лондоне убили принявшего на то время британское гражданство бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Спустя некоторое время напряженность между обеими государствами стала еще большей в связи с тем, что Российская Федерация оказала поддержку правящему в Сирии режиму Башара Асада, незаконно аннексировала украинский Крым и начала военные действия на Донбассе.
Затем росту напряженности между странами способствовали поддержка Москвой правящего сирийского режима, российская аннексия Крыма, военный конфликт на востоке Украины и западные санкции в отношении России. И вот в прошлом месяце появились первые признаки возобновления диалога между Лондоном и Москвой.
В связи с уже известными результатами референдума о выходе Великобритании из Евросоюза для правительства Терезы Мэй очень важно на весь мир показать намерение ее страны быть активной участницей мировой политики. Такого мнения придерживается руководитель Центра изучения России и Евразии университета Оксфорда Рой Алисон. А Владимир Пастухов, являющийся доктором политических наук, сотрудником колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета, уверен, что как России, так и Великобритании сейчас необходима передышка для маневра.
«Обе стороны решили взять в отношениях друг с другом лишнюю карту – на Западе забыли, что Россия мощнейшая ядерная держава, ну а в Кремле делают вид, что не помнят, что российская экономика не блещет успехами. В нынешней ситуации надо сбросить эту лишнюю карту и вернуться к отношениям «нормальной холодной войны», — говорит он. В то же самое время с точки зрения стратегии российская сторона может получить больше преимуществ от сегодняшних переговоров в сравнении с Западом, говорит Пастухов.
Все основывается на прагматике.
В то время пока в политическом климате РФ и Великобритании наблюдался некий застой, в экономическом плане отношения и далее развивались. Так, показатель российского голубого топлива на британском рынке равен девяти процентам. На фондовой бирже в Лондоне, как и прежде, продолжаются торги бумагами российских компаний. Наконец, зажиточным россиянам по душе покупка жилья непосредственно в центре столицы Соединенного Королевства.
Лондон и Москва на сегодняшний день заинтересованы в том, чтобы экономика и политика были разделены, отмечают эксперты.
«Я считаю, нынешние переговоры — это исключительно прагматика. У обеих сторон есть некоторые интересы, главным образом, экономические. И идеология отходит на второй план», — отмечает профессор Алисон. Согласно его мнению, Россия в большей мере заинтересована в развитии сотрудничества в энергетической отрасли. К тому же Кремль заинтересован в отмене санкций, однако это маловероятно, поскольку Путин не готов идти на уступки.
Попытавшись наладить отношения с Россией в современных условиях, Тереза Мэй и глава британского МИД Борис Джонсон могут попасть под огонь критики дома.
В некоторой степени это уже имело место в августе, после того, как стороны заявили, что будут налаживать диалог. Кроме того, прозвучала информация о необходимости сдерживать Россию с учетом ее поведения в Сирии и позиции по украинскому конфликту.
Помимо этого, в парламенте Великобритании не один раз звучали призывы ввести более строгие законы, препятствующие отмыванию денег.
В этой связи часто поднимают вопросы о происхождении средств, на которые российские граждане покупают дорогостоящую недвижимость в Великобритании.
«Подобных голосов на самом деле достаточно. Но Мэй попытается наладить нормальные отношения с Москвой. Во власти сейчас преобладает мнение, что дверь для налаживания диалога стоит оставить открытой», — говорит руководитель Центра исследований России при аналитическом центре «Общество имени Генри Джексона» Эндрю Фоксолл.
Линии спецслужб.
Если судить по августовским заявлениям, во время встречи будет обсуждаться не только торговля, но и перспектива сотрудничества по линии спецслужб.
Взаимодействие в данной сфере было свернуто еще несколько лет назад на фоне общего ухудшения отношений, но сейчас может возобновиться.
В 2015 году 219 российских граждан стали жертвами крушения самолета, который летел из Египта, по основной версии, в результате взрыва заложенной на борту бомбы.
В Британии уже больше полутора лет продолжает действовать оранжевый — предпоследний — уровень угрозы. По оценке МВД страны, совершение теракта на территории страны «очень вероятно». Введение следующего уровня угрозы означало бы неизбежность атаки.