По словам норвежского историка Рольфа Тамнеса, профессора Института оборонных исследований, Российская Федерация уже превратила в "горячую точку" Балтийский регион. Более детально мнение Тамнеса, считающего, что РФ превратила Балтийский регион в "горячую точку", изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Рольф Тамнес в интервью журналистам издания "Апостроф" объяснил, почему сильный Североатлантический альянс столь важен для политики безопасности его родной страны. По словам эксперта, Норвегия является небольшой страной, имеющей могучего соседа – Российскую Федерацию. Наращивание количества военнослужащих Вооруженных сил РФ в регионе только лишь подчеркивает, насколько асимметричными являются государственные отношения между странами. Норвегия, конечно же, зависит от помощи Альянса, и поэтому определяющим фактором в военном планировании и стратегии Осло является надежная поддержка со стороны НАТО.
В северной части Европы никогда не задумывались относительно того, как сбалансировать РФ в мирное время, не задумывались о создании прямой симметричной обороны. В настоящее время безопасность Норвегии зависит от того, насколько велика вероятность эскалации конфликта. Руководство России должно понимать, что в случае нарушения целостности Норвегии Российская Федерация непременно получит в ответ войну с Североатлантическим альянсом. Впрочем, сейчас, нет никаких оснований полагать, будто бы Москва действительно собирается начать войну.
Говоря о ситуации в Балтийском регионе, Тамнес подчеркнул, что в настоящее время данный регион уже является "горячей точкой". Впрочем, меры, принимаемые сейчас в рамках Американской инициативы европейской безопасности и Плана готовности к действиям НАТО, должны обеспечить надежное сдерживание РФ.
Трудно представить, что Путину удастся подорвать суверенитет Норвегии.
Отвечая на вопрос о том, насколько высока вероятность военного конфликта между Россией и Норвегией в связи с агрессивным поведением первой в Арктике, и объясняя ситуацию, сложившуюся вокруг архипелага Шпицберген, эксперт напомнил, что ситуация вокруг данного архипелага имеет свои особенности. Датированный 1920 годом Шпицбергенский трактат определяет, что этот архипелаг является территорией Норвегии. Одновременно с этим в данном документе содержится запрет на использование территории Шпицбергенского архипелага в военных целях, и все страны, подписавшие договор, обязаны безоговорочно соблюдать прописанные там условия.
Шпицберген является одной из наиболее непростых тем во внешней политике Норвегии. В большей степени данная тема приобрела столь важное значение из-за попыток Москвы вынести ее за рамки двусторонних отношений и получить от этого для себя определенные привилегированные права. Помимо этого, для российского руководства также очень важно сохранить нынешний статус-кво, чтобы обеспечить присутствие Российской Федерации в западной части Атлантики.
Ранее было уже достаточно большое количество разного рода инцидентов и небольших кризисных ситуаций. Россия вполне может оказывать агрессивное давление, стремясь добиться поставленных перед собой целей, однако неизбежным итогом агрессивной политики Кремля станет эскалация. При этом Россия очень хорошо понимает тот факт, что Шпицберген находится в зоне ответственности Североатлантического альянса. Чтобы не планировал сделать на данном направлении Владимир Путин, сегодня трудно представить ситуацию, когда ему все-таки удалось бы подорвать суверенитет Норвегии.
Говоря о существенном усилении Российской Федерацией своей военной деятельности в Арктике, Тамнес объяснил, что это является отражением общего военного переоснащения ВС РФ 2007-2008 года. Помимо этого, в северной части Европы есть своя специфика – здесь основой геостратегии России являются подводные лодки с ядерными боезарядами на борту и необходимость защитить эти субмарины в Баренцевом море, которое российская сторона считает своим форпостом. В оборонном планировании РФ стратегические ядерные силы имеют серьезный приоритет – Москвой тратятся очень большие ресурсы для развития своих ядерных сил, на их размещение и на защиту, причем не только на Севере, но и в любом другом возможном для этого месте.
В свою очередь, главной целью политики Норвегии, равно как и стратегии, избранной руководством страны, является как укрепление собственной обороноспособности, так и стимулирование коллективной обороны Североатлантического альянса. Все это требует резервных планов, как новых, так и улучшенных старых, требует моделирования операций на основании 5-й статьи устава Альянса, а также наличия договоренностей относительно размещения и переброски усиленных подразделений союзников.
В настоящее время норвежская армия достаточно сильна для того, чтобы дать отпор российской агрессии на первом этапе конфликта и дождаться помощи о стороны НАТО, хотя в северной части состояние Вооруженных сил довольно слабое. В этой связи уже в ближайшие годы Норвегии понадобятся значительные финансовые ресурсы для того, чтобы улучшить готовность своей армии и ее поддержку в сфере логистики.
Рассуждая, как можно реформировать Североатлантический альянс, чтобы эффективно сдерживать Россию, эксперт объяснил, что сегодня Альянс превратился в слишком сложную организацию со значительным количеством членов и с самыми разнообразными интересами, и уже сейчас необходимо принимать меры, направленные на повышение обороноспособности. Уже сегодня военный союз находится в лучшем состоянии, чем он был 10 лет назад, а в следующей декаде он станет еще более сильным.