Российское общество, как правило, внимательно следит за жизнью богатых людей. Исследования показывают, что настоящей буржуазией российские обеспеченные люди так и не стали. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсант».
Современные российские богачи далеко не всегда владеют собственным бизнесом. Их собственность очень часто условная, а настоящим капиталом являются личные связи. Настоящей буржуазией нувориши в России стать так и не сумели. Компании Savills Russia, NICA Multi Family Office, Tranio.ru и Aspire Lifestyles провели исследование с целью определения предпочтений обеспеченных российских семей. Компании проанализировали более 100 тысяч запросов от 20 тысяч семей, годовой доход которых находится в диапазоне от 15 до 100 миллионов рублей.
Исследование показало, что кризис внес определенные коррективы в предпочтения обеспеченных россиян. По итогам 2015 года впервые на первое место в списке мест отдыха состоятельных россиян вышел Сочи. Тем не менее даже в кризисные времена богатые российские граждане все так же зависимы от мнения окружающих. Всем обеспеченным семьям одинаково свойственно стремление ориентироваться на моду и потребление с учетом визуального эффекта.
При покупке жилья 33 процента богатых российских граждан отдают предпочтение столичному району Хамовники. Пользуются популярностью также квартиры в жилых комплексах в черте города метражом около 140-150 метров и стоимостью около 1,1 миллиона долларов. Среди иностранной недвижимости лидирующую позицию занимает жилье в Испании, многие также отдают предпочтение Дубаю, Майами, Нью-Йорку или Лондону.
Один из организаторов исследования Кирилл Николаев, управляющий партнер в компании NICA Multi Family Office, констатирует, что потребление обеспеченных россиян сильно отличается от стереотипов, бытующих в обществе. При выезде за границу проведение времени на яхте с шампанским характерно приблизительно для 5 процентов состоятельных семей. В большинстве случаев богатые россияне проявляют больше демократичности – они пользуются общественным транспортом, выбирают места для еды без учета престижа заведения и менее требовательны к способу проведения времени.
В России, по утверждению Николаева, для обеспеченных граждан важны не столько яхты и шампанское, сколько потребление, посылающее окружающим сообщение о наличии денег. За периметром страны богатые россияне ведут себя более спокойно и демократично. В других странах принципиальное значение имеет внешний вид, о потреблении напоказ речь не идет, скорее, важна демократичность.
Даже за границей богатые россияне остаются россиянами.
Польза от демонстрации статуса есть в случае, когда само положение в обществе является ресурсом. Аналогично в любом промысле авторитет и связи мастера конвертируются в прибыль. Войти в местный истеблишмент россиянам за границей, как правило, не удается. В результате формируются русскоязычные общины, внутри которых живут по стандартам верхнего слоя среднего класса, без излишеств и игры на публику. Тем не менее для обычных россиян даже после выезда за границу богатые сограждане остаются «своими».
Чтобы добиться статуса «свой», богатые российские граждане вполне могут поехать в Сочи. Тем не менее провести отпуск за рубежом большинству обеспеченных россиян не мешают ни санкции, ни нехватка денег. Недостаточно сильным аргументом при желании провести отпуск в другой стране являются также должностные инструкции и неодобрение начальства. Интересными для себя курорты Краснодарского края читают 28 процентов российских предпринимателей, связь с государственным сектором для которых является важной составляющей бизнеса.
В свое время при ведении бизнеса предприниматели не имели возможности опереться на институциональное доверие, поэтому на первое место выходили отношения межличностные. Успешность деятельности предпринимателей в то время определялась не столько показателями прибыльности, сколько ростом ресурса возможностей. В настоящее время этот принцип по-прежнему актуален.
Неформальность в современности можно назвать явлением более сложным и многослойным. Леонид Бляхер, профессор Тихоокеанского госуниверситета, утверждает, что сейчас межличностные связи проявляются даже в деятельности крупных компаний. С одной стороны, компания ориентируется на глобальные рынки, с другой – работает в экономике, основанной на ренте. Влиятельные компании стали частью государственного механизма по поставке ресурсов.
В практике корпоративного управления также можно видеть двойственность. Компании, которые динамично росли в 2000-е годы, при желании выйти на глобальный рынок столкнулись с трудностями. Дело в том, что для сохранения своего бизнеса на внутреннем рынке компании требовалось иметь одного доминирующего акционера, что является рискованным для глобальных рынков. Выходом из положения стало «доверительное» управление. В современных кризисных условиях больше причин для выбора такого механизма, но далеко не у всех предпринимателей есть возможность им воспользоваться.
Настоящие владельцы среднего и крупного бизнеса нередко оказываются в тени. Выбор в пользу того или иного механизма управления предприниматели делают в зависимости от ситуации. Часто оказывается, что оптимальным вариантом является уход в тень, позволяющий сэкономить на налоговых отчислениях и сохранить бизнес без возможности в силу непростой ситуации нарастить объемы деятельности.