По мнению СМИ, несмотря на смерть Ислама Каримова, модель узбекского олигархата в ближайшие годы вряд ли измениться. Более детально мнение относительно прочности нынешнего узбекского олигархата изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Спикер Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев, как напоминает издание "Независимая газета", стал исполняющими обязанности президента страны после смерти Ислама Каримова. При этом в стране, в соответствии с Основным законом, в течение 3 месяцев должны быть проведены президентские выборы – эксперты в этой связи отмечают, что политическая нестабильность в Узбекистане будет сохраняться как минимум в течение ближайшего времени: попытки раскачать ситуацию могут быть предприняты как исламистами, так и демократами. В итоге это может спровоцировать хаос во всем центральноазиатском регионе и затронуть Российскую Федерацию.
По мнению Александра Князева, доктора исторических наук, эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку, политическая команда, которая будет руководить Узбекистаном после смерти Каримова, не станет отклоняться от прежних ценностей и принципов. При этом следует учитывать, что после смерти первого и пока единственного президента, в стране меняется политическая система – в Узбекистане на протяжении 10 лет шел процесс реформирования законодательства, в том числе конституционного, и изменения сейчас как раз вступают в силу.
Узбекистан действительно переходит от президентской к парламентской форме госуправления – полномочия законодательного органа усиливаются, тогда как полномочия главы государства сокращаются, причем довольно существенно. Впрочем, элементы авторитаризма никуда не денутся. Князев объяснил, что управление государством становится более коллективным, и условный триумвират – это своего рода площадка для поиска компромиссных решений. Здесь важно также и еще одно обстоятельство – в Узбекистане за последние 25 лет общенациональная элита сформировалась в наибольшей степени, по сравнению с любой другой страной региона. Эксперт полагает, что при транзите власти здесь, по сути, с самого начала исключены конфликты внутри элиты по региональным или по классовым признакам.
Это, конечно же, не означает, что конфликтность полностью отсутствует, однако в Узбекистане в настоящее время процесс трансформации регионально-клановых отношений вышел уже на финишную прямую. Вместе с тем внутриэлитная конкуренция в этой стране имеет серьезные отличия от такой же конкуренции, например. В Казахстане. Главное отличие заключается в отсутствии в Узбекистане фнансово-олигархических групп, которые действуют в какой-то степени независимо от государства, или, если быть более точным, автономно от отдельных позиций в государстве.
В Узбекистане круг местного олигархата очень узкий.
Круг местного олигархата в Узбекистане довольно узкий – это президент страны, глава правительства, вице-премьер-министры, руководители двух палат парламента, руководители областей, то есть, группа людей, у которых, помимо использования возможностей занимаемых ими должностей, есть еще и возможности экономическо-финансового характера. Эксперт полагает, что конкурентная борьба ведется, или будет вестись, не за право монопольного контроля над всеми рентами – объектом этой борьбы станет перераспределение должностей и, соответственно, перераспределение соответствующих той или иной должности финансовых потоков и рент. Однако все эти процессы будут происходить внутри нынешнего института государства, и никто из действующих лиц даже не сомневается в его устойчивости.
В соответствии с данным принципом будет происходить и процесс отбора кандидатов для участия в предстоящих выборах главы государства, но пока можно только гадать, размышляя над вопросом, кто же займет кресло президента страны. По мнению большинства экспертов, следующим президентом Узбекистана станет нынешний глава правительства Шавкат Мирзияев, поскольку именно премьер-министр возглавил комиссию по организации похорон покинувшего этот мир президента. Но это вовсе не означает, что премьер действительно станет президентом – помимо него есть и другие кандидаты, претендующие на данную должность, и борьба за президентское кресло может быть достаточно жесткой.
Вместе с тем Александр Князев утверждает, что все кандидаты на должность президента будут следовать в фарватере уже выстроенного курса, в основе которого лежит несколько принципов, таких как прагматичное следование интересам страны, приоритетность двусторонних отношений по сравнению с многосторонними, отказ от участия в таких многосторонних форматах, как ОДКЮ или ЕАЭС, и равноудаленное дистанцирование от внешних центров силы, коими сегодня являются Российская Федерация, Китай, Соединенные Штаты и Евросоюз. При этом все, кто осмелится нарушить данные базовые правила, предпочтя сделать ставку на какую-то из внешних сил, или запустить внутренний хаос, непременно будут подвергнуты обструкции.
В Узбекистане, в отличие от соседних с ним стран, власти зачистили даже то пространство, на котором могли бы работать внешние силы, а активность группировок религиозно-радикального характера проявиться может исключительно в переходной период, когда они с помощью протестов попытаются протестировать на прочность выстроенную Каримовым систему.