Ситуации в современной России дал оценку Павел Казарин. Он утверждает, что российская современность во многих моментах похожа на ситуацию в Украине времен Виктора Януковича. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Журналист Павел Казарин в своей публикации пишет, что теперешняя Россия похожа на Украину образца времен правления Януковича. В условиях ограниченности ресурсов главный вопрос ситуации заключается в том, за счет кого происходит затягивание условного пояса. В 2010 году «Партия регионов» пришла к власти в стране, прежний формат которой находился на стадии упадка. Стоимость металлопроката, главного украинского экспортного продукта того времени, снижалась, поэтому руководство страны вынужденно искало источники экономии.
Именно в условиях ограничения ресурсов финансово-промышленные группы начали вести между собой конкурентную борьбу. Большие акулы съедали хищников поменьше размером, борьба за бюджет велась довольно бескомпромиссная. В целом экономии руководство страны достигало за счет широких слоев населения. Владельцы приближенного к власти и крупного капитала выступали в этой ситуации главными выгодоприобретателями.
В аналогичную ситуацию попала современная Россия. Резервы государства намного больше украинских на аналогичном этапе, но это вовсе не значит, что накопления власть намерена тратить на покрытие бюджетного дефицита. С учетом событий минувших 2-х лет, Кремль вовсе не воспринимает резервы, как «неприкосновенный запас», который на текущие нужды тратить нельзя. Поэтому вопрос о том, на ком Москва будет экономить в первую очередь, остается нерешенным. Тем не менее на данном этапе цифры, характеризующие ситуацию в России, показательны.
Промышленность в государстве сократилась на 5 процентов, потребление снизилось на 15 процентов. Российский Минфин считает целесообразным снижение государственных расходов с параллельным уменьшением бюджетного дефицита и ограничением роста денежной массы. Финансовое ведомство собирается снижать уровень инфляции и надеяться на лучшее. Однако вышеуказанный комплекс действий не только блокирует рост экономики, но и снижает уровень доходов рядовых граждан.
С одной стороны российские власти обещают в скором времени выделить 200 миллиардов рублей для единовременной выплаты пенсионерам, по 5000 рублей каждому в качестве компенсации за отсутствие индексации пенсионных пособий. С другой стороны этот шаг явно является одним из элементов предвыборной кампании перед формированием очередного состава парламента. На данное время крайне трудно сказать, что ожидает российских пенсионеров в дальнейшем.
Нефть сыграла с Россией плохую шутку.
Как правило, в современной стране граждане содержат государственный аппарат. В обычной стране бюджет формируется из множества небольших персональных налоговых отчислений, распоряжение которыми является главной задачей избранных населением чиновников. В российском случае эта формула не работает, финансовый механизм построено несколько по-другому. Центральным его элементом является продажа энергоносителей на мировом рынке.
Около 45 процентов российского бюджета формируется за счет поступления средств от продажи нефти. Еще около 25 процентов доходов бюджета – выручка от импорта, которая также связана с нефтью, поскольку закупка товаров, произведенных за границей, происходит за средства, полученные от продажи нефти. 10 процентов бюджета представляют собой налоги, уплаченные за добычу природных ископаемых и за продажу импортных товаров на российском рынке.
Андрей Мовчан, возглавляющий экономические программы в Московском центре Карнеги, утверждает, что 90 процентов доходов российского бюджета формируется не только без привлечения к процессу широких слоев населения, но и без необходимости применения интеллектуальных усилий. В этом контексте следует обратить внимание на структуру российского населения, также являющуюся интересной.
Больше половины российского населения являются бюджетниками, еще около 14 процентов – силовики и члены их семей. Российский народ в этом случае выступает не источником получения доходов, а скорее статьей расходов. Граждане своими налогами бюджет не формируют, вместо этого они заставляют государство тратить деньги на свои зарплаты. С точки зрения российской власти, большая часть населения страны по сути своей является «социальной нагрузкой».
Ситуация эта является результатом решений, принятых в «нулевые» годы. Тогда высокая стоимость энергоносителей позволила российской власти отказаться от модернизации и диверсификации доходов, вся страна успешно подсела на нефтяную иглу. Избранная властью модель гарантировала политическую стабильность, поскольку численность социальных групп, независимых от государства, сведена к минимуму. Устойчивость созданной системы начала стремительно снижаться вместе с падением стоимости нефти.
Вряд ли есть смысл надеяться на то, что в ближайшее время появится альтернативная система. Существование взрослой и ответственной страны возможно лишь в случае, когда треть бюджета формируется за счет подоходного налога. Реальность заключается в том, что Кремлю ответственная страна не нужна, такому государству современные обитатели российских властных кабинетов не понадобятся.
Тупиком российской модели Казарин называет то, что она не может развивать любые направления, меняющие структуру доходов бюджета. Гипотетическое снижение уровня чиновничьего контроля и давления силовиков с параллельным ростом конкурентоспособности и эффективности может привести к возникновению в стране прослойки, которая поймет неэффективность власти. Снижение уровня протестной активности возможно с помощью поиска врагов внешних и внутренних, но Виктору Януковичу в свое время этот метод не помог.