В Женеве в прошедшие два дня состоялись переговоры между Джоном Керри, госсекретарем США, и Сергеем Лавровым, министром иностранных дел РФ, посвященные вопросам урегулирования сирийского кризиса.
После их окончания Джон Керри заявил, что реализация выработанного в ходе встречи американо-российского плана может стать «поворотным моментом» в процессе урегулирования сирийского конфликта и достижения мира в этой стране, население которой страдает уже пять лет.
Джон Керри рассказал о разделении зон полетов американской, российской и сирийской военной авиации, о возможном создании совместного с Россией наблюдательного центра для контроля соблюдения Женевских договоренностей. Достигнуто соглашение также и о совместных действиях против группировки «Джабхат ан-Нусра», названной Керри сирийским подразделением «Аль-Кайды».
Глава российского МИД Сергей Лавров рассказал журналистам о согласованном на встрече пакете из 5 документов, позволяющем координировать совместную российско-американскую борьбу с терроризмом, расширяющем гуманитарный доступ к населению, способствующем прекращению боевых действий. Таким образом, этот пакет поможет возобновлению политического процесса.
Началом действия соглашений должно стать прекращение огня на 48 часов, постоянно продлеваемое еще на двое суток, пока не станет постоянным.
Соглашения между странами достигнуты, хотя приоритеты их различны: США требовали прекращения бомбардировок сирийской авиации, тогда как Россия считала, что сирийская оппозиция несет угрозу гуманитарным конвоям и будет препятствовать выполнению достигнутых договоренностей.
Александр Шумилин, директор Центра изучения ближневосточных конфликтов Института США и Канады, в интервью «Голосу Америки» назвал достигнутый Керри и Лавровым в Женеве компромисс хрупким и высказал уверенность, что соглашение будет нарушено Башаром Асадом, в то время как сирийская оппозиция будет соблюдать договоренности.
При этом эксперт заметил, что перемирие оппозиции выгодно, т. к. позволяет перегруппироваться и собраться с силами для дальнейшей борьбы, в то время как Асад теряет темп наступления, и ему невыгодно перемирие.
По мнению эксперта, Москва хотела договориться с Вашингтоном о более тесном военном взаимодействии в Сирии для того, чтобы добиться последующего снятия санкций, ради которого, как считает эксперт, и затевалось все российское вмешательство в Сирии.
Но Россия не смогла получить желаемое. Ей не удалось добиться от США более тесного взаимодействия в Сирии, проведения совместных операций с обоюдной ответственностью всех участников, а не только России. Но в настоящее время речь о совместной операции не идет, пока удалось достичь договоренности только о разграничении зон.