По словам доцента ВШЭ Кирилла Мартынова, являющегося также редактором отдела политики издания "Новая газета", Российская Федерация возвращается к однопартийной системе. Более детально мнение Мартынова о возвращении РФ к однопартийной системе изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Кирилл Мартынов в статье, опубликованной информагентством РБК, отметил, что достоверно о состоявшихся выборах в Госдуму сегодня известно несколько вещей. В частности, думские выборы вызвали в российском обществе достаточно небольшой интерес, и это в итоге обернулось рекордно низкими показателями явки избирателей. Вместе тем оппозиция, претендовавшая на получение мест в нижней палате парламента нового созыва и по одномандатным округам, и по партийным спискам, была просто разгромлена. Наиболее болезненный удар итоги выборов нанесли по "Яблоку" – данная политическая сила не дотянула до 3 процентов голосов и не сможет претендовать на государственное финансирование.
Между тем правящая "Единая Россия" набрала по федеральному списку около 54 процентов голосов, а возвращение смешанной избирательной системы показало: за избирателей в округах состязаться с "единороссами" сегодня не может никто. Кандидаты от "Единой России" одержали победу на 203 округах, и благодаря этому правящая партия получает в Думе нового созыва 343 депутатских мандата из 450, улучшив свой показатель 2011 года более чем на 100 мандатов и обеспечив себе конституционное большинство.
Если же говорить о том, чего мы не знаем, то здесь остается пока без ответа вопрос о секрете столь сильной любви российского избирателя к "Единой России". Заявленный политологом Дмитрием Орешкиным в качестве платформы для альтернативного подсчета голосов "Народный избирком" не смог справиться со своей задачей оперативно, и представленная к утру 19 сентября выборка не позволяет сделать каких-либо однозначных выводов относительно масштаба фальсификаций на этих парламентских выборах.
По словам наблюдателей, фальсификаций в целом было меньше, чем в прошлой кампании, когда Центризбирком возглавлял Чуров. Но если рассматривать ситуацию по регионам, то она сильно отличается. При этом практически отовсюду приходили сообщения о подвозе на участки избирателей – то есть о так называемых каруселях.
Впрочем, определенные выводы уже можно сделать. В частности, следует признать – решение власти перенести парламентские выборы на сентябрь и кампания по снижению к ним интереса себя оправдали. Сейчас единственная проблема заключается в том, что нужно объяснить, как можно называть победой демократии создание однопартийной или в лучшем случае "полуторапартийной" Государственной думы, но телевидение с данной задачей, скорее всего, справится достаточно уверенно.
Оппозиционные политические силы проиграли на выборах в Госдуму по сочетанию субъективных и объективных причин – Мартынов.
Объясняя итоговый результат оппозиционных политических сил, Мартынов утверждает, что они проиграли по сочетанию субъективных и объективных причин. Здесь победой можно было бы назвать прохождение партией 5-процентного барьера или как минимум взятие 3-процентного барьера, не пропускающего в Госдуму, зато предоставляющего государственное финансирование в следующем электоральном цикле, проведение нескольких депутатов по округам и облегченную процедуру участия в выборах различных уровней.
С одной стороны, оппозиция играла на поле власти и по написанным властью правилам, имея при этом достаточно скромные возможности по ведению избирательной кампании из-за ограничений на привлечение денег и присутствия в средствах массовой информации. С другой стороны, оппозиционерам так и не удалось слиться в единую оппозиционную политическую силу и, самое главное, они так и не смогли предложить российскому избирателю четкой альтернативы.
При этом представители так называемой системной оппозиции ничем, по большому счету, не удивили. Да, ЛДПР поначалу действительно вроде бы шла к сенсации, набирая по ходу подсчета голосов едва ли не 20 процентов, однако в итоге политическая сила Жириновского вернулась на привычное 3-е место, уступив совсем немного КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Успех ЛДПР, показавшей самый высокий результат за последние 15 лет, объясняется тем, что партии удалось привлечь на свою сторону сторонников Игоря Гиркина (Стрелкова), а также воспользоваться растерянностью той части российских избирателей, которые просто не знали, за кого можно еще проголосовать, если не выбирать "Единую Россию".
Политическая сила Зюганова формально сохранила за собой прежний статус "первой оппозиционной партии", однако ее значение продолжает снижаться, поскольку КПРФ так и не может предъявить избирателям какой-нибудь четкой и понятной социалистической альтернативы нынешнему курсу российской власти. Более того, коммунисты сегодня ассоциируются с внешнеполитическим курсом Владимира Путина, чем еще больше размывают собственный электорат. В Думе нового созыва партия Зюганова как политическая сила будет еще более слабой, чем в парламенте предыдущего созыва. Это, кстати, относится и к "Справедливой России", бывшему спойлеру коммунистов: "эсеры" переместились со 2-го на 4-е место, но все-таки сумели пройти в парламент, потеряв собственную повестку и растеряв своих лидеров.