Журналист Александр Плющев в своей статье для издания Deutsche Welle попытался разобраться, чем является принудительная идентификация пользователей для получения доступа к Wi-Fi – абсолютным контролем либо очередным распилом от Росмомнадзора. С мнением автора знакомились эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер».
По словам Плющева, в 2013 году весь мир только и обсуждал предоставленные Эдвардом Сноуденом факты разоблачения. В них речь шла о том, что Агентство Национальной Безопасности (АНБ) активно следило за пользователями. Главным образом, это касалось иностранных интернет-юзеров, но порой предметом интереса становились непосредственно американцы, что и стало поводом для наибольшего резонанса в Соединенных Штатах. В подконтрольных Кремлю средствах массовой информации АНБ представляли в качестве инструмента для попирания свобод, а также нарушения прав человека. Все это способствовало тому, что Сноуден стал героем, боровшимся с системой, и ему за это, пускай и не мгновенно, но предоставили политическое убежище.
И вот проходит каких-то три года, и в Российской Федерации на государственном уровне начинают следить за своими гражданами. Слежка эта, стоит отметить, предусмотрена в недавно принятом «законе Яровой», и в планах Федеральной службы безопасности взять под контроль трафик. Все эти планы распространились через источники издания «Коммерсант», причем как в сфере IT, так и непосредственно через чиновников в Кремле. Очевидно, как уже не раз происходило, в частности, в столь активно развивающейся сфере, как IT, что дальше планов дело не пойдет. Даже с учетом великих надежд на то, что финалом всей этой истории станет самый обычный распил государственного бюджета, нынешнюю тенденцию для пользователей всемирной паутины в России назвать положительной нет никаких оснований.
Необходимость государственного сертификата.
Александр Плющев, чтобы лучше разобраться в этой тенденции, предложил представить ситуацию, когда утром человек хочет зайти на свою страницу в социальной сети «Вконтакте» или «Одноклассники», но у него ничего не получается. В чем же проблема? Как оказалось, у такого пользователя отсутствует государственный сертификат. Если немного драгоценного времени посвятить поиску информации в Гугле, можно наткнуться на огромное количество объявлений с предложением вызвать мастера, который, собственно, и установит этот сертификат. И уже буквально до того, как наступит полдень и после оплаты юзером услуг мастера он, как и раньше, сможет заходить на свою и другие страницы в социальных сетях. Но вот одна проблема: отныне между пользователем социальных сетей и ими невидимо стоит государственная машина, представителям которой буде известно абсолютно все, что касается активности гражданина в Интернете.
Именно таким образом, если представлять в очень упрощенном виде, и происходит тотальная слежка за пользователями. Весьма примитивно и как-то даже чересчур бытово, с чем нельзя не согласиться. В Казахстане, к примеру, «Национальный сертификат безопасности», пускай и с проблемами, но работает. Если его не установить, можно забыть об использовании сервисов государственных услуг. Как результат такого продуманного шантажа, сертификат, по информации казахского государственного провайдера-монополиста, установили у каждого третьего пользователя.
Это никак не свидетельствует о том что их активность находится под контролем, но могут это сделать в любой момент. Ранее уже шли разговоры, что таким образом планировалось проверить систему для России, чтобы заткем ввести ее, по традиции сославшись на «международный опыт». К тому же речь идет не только о казахском, но и более богатом иранском.
А чем Россия уступает США?
При всем этом власти РФ непременно будут ссылаться и на Соединенные Штаты, которые теперь из злонамеренного Большого Брата простым движением руки пропагандиста превратились в образец для подражания. А еще в Кремле обязательно припомнят и принятый в 2002 году печально знаменитый Патриотический акт, не говоря, при этом, что те его положения, которые касаются электронной слежки и прослушивания, были отменены четыре года спустя, то есть уже 10 лет назад. Но главное, конечно, это разоблачения Сноудена. Мол, вот в Штатах давно тотально следят, чем мы в этом плане хуже?
На самом же деле, если рассматривать исключительно стремления спецслужб в наибольшей степени держать под контролем общество, то вектор будет один и тот же во всех государствах без исключения. В то же время стоит отметить, что возможности и способность общества сдерживать и осаживать эти тенденции. Вот здесь России, с сожалением отмечает Плющев, похвастаться, увы, нечем. Мало кто удивляется, например, что советник президента говорит, что у государства должен быть доступ к почтовому ящику граждан, что прямо противоречит и Конституции, и Уголовному Кодексу. Не говоря уж о том, что мы чуть ли не ежедневно слышим о незаконных прослушках и взломах. Сейчас все давно уже привыкли - чай, не пытки в подвалах Лубянки. Американские спецслужбы постоянно рискуют оказаться перед перспективой судебных процессов с совершенно неочевидными исходами.