Приближается дата официальной публикации результатов расследования Объединенной следственной группы, которая рассматривала обстоятельства падения пассажирского лайнера на Донбассе в июле 2014 года. Волонтеры из группы Bellingcat утверждают, что новые данные о катастрофе в распоряжении Москвы именно сейчас оказались не случайно. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Через несколько дней, 28 сентября планируется заявление Объединенной следственной группы. На протяжении 2-х лет группа следователей из разных стран детально рассматривала обстоятельства катастрофы, случившейся 17 июля 2014 года на Донбассе. Падение малайзийского Боинга унесло около трех сотен человеческих жизней. Расследование столкнулось с целым рядом сложностей, в том числе с длительным отсутствием возможности исследовать место происшествия.
Планируется, что заявление международной группы следователей поставить точку в расследовании технических обстоятельств падения пассажирского самолета. В отчете следователей будет указан тип оружия и место, из которого произведен выстрел по лайнеру. Окончательным будет заявление относительно использованного для уничтожения самолета оружия. Тем не менее, виновников трагедии следователи не назовут, эти выводы может сделать только трибунал.
В прошлом году Россия воспользовалась своим правом постоянного члена Совбеза ООН и наложила вето на решение о трибунале по делу малайзийского Боинга. Украинская сторона продолжает настаивать на проведении открытого международного суда. На недавнем заседании Совбеза ООН глава украинской дипломатии Павел Климкин назвал трагедию рейса МН17, сбитого в небе над Восточной Украиной, свидетельством возможной угрозы для всей гражданской авиации со стороны террористов.
Министр подчеркнул, что в распоряжении террористов есть сложное оружие, что создает угрозу полетам гражданских авиалайнеров. Климкин акцентировал внимание на необходимости выполнения в полном объеме соответствующей резолюции Совбеза. Среди прочих положений в документе значится необходимость привлечения к ответственности всех виновников произошедшего.
Независимое расследование, проведенное экспертами из международной группы Bellingcat, доказывает, что самолет был сбит выстрелом из зенитно-ракетного комплекса «Бук». По данным расследователей, ЗРК местные боевики получили из России. Также в группе Bellingcat установили, что обслуживанием сложного оружия занимались военнослужащие из 53 зенитно-ракетной бригады. Экспертами определено и точное место запуска ракеты – большое поле возле города Снежное на территории Донецкой области.
Арик Толер, один из координаторов Bellingcat, в интервью сообщил, что официальное следствие сможет определить более точно место запуска снаряда. Анализ образцов почвы из поля даст возможность обнаружить следы специфических веществ, указывающих на произведение поблизости выстрела из зенитно-ракетного комплекса. В силу понятных причин аналогичные исследования волонтеры провести не могут.
Снимки радаров как очередной отвлекающий маневр.
На протяжении длительного времени Москва озвучивала самые разные версии, объясняющие произошедшую катастрофу, в том числе и довольно абсурдные. Днями российская сторона заявила о передаче следователям снимков, сделанных с радара. В группе Bellingcat с самого начала скептически отнеслись к помощи российской стороны. Объяснили волонтеры также причину того, что снимки с радаров появились только сейчас, по прошествии более чем 2 лет со дня катастрофы.
Волонтеры полагают, что Москва сейчас будет по-максимуму продвигать версию, озвученную в свое время концерном «Алмаз-Антей». Таким образом российская сторона попытается максимально отвлечь внимание от публикации официальных результатов расследования. Очевидно, что совпадение по времени нельзя назвать случайным. Буквально за несколько дней перед появлением результатов расследования в Москве заявляют о наличии дополнительных данных.
Координатор Bellingcat убежден, что новую информацию Москва выпускает только сейчас, чтобы потом иметь возможность заявлять, будто Объединенная следственная группа не приняла во внимание важные данные. Толер отмечает, что он не знает о содержании информации от производителя ЗРК «Бук», но уверен, что новые ведомости появились только для того, чтобы потом дипломаты могли заявить о недостаточно добросовестной работе Объединенной следственной группы. Довольно вероятным называет Толер то, что снимки из радаров будут полными и правдивыми. Однако дело в том, что ракета, выпущенная из ЗРК «Бук» не может быть показана на фотографии с радаров по причине технических ограничений.
Похожим является мнение о новых данных у волонтеров-исследователей из проекта InformNapalm. Антон Павлушко, соавтор исследования о сбитом лайнере вспомнил, что около 2-х лет назад в Москве заявляли, об отсутствии каких-либо данных о трагическом происшествии на Донбассе. И только сейчас крайне важная информация у Москвы появилась. Волонтер убежден, что россияне предоставляют информацию, чтобы потом заявить о недостоверности отчета Объединенной следственной группы.
Еще одним интересным моментом является то, что в России не объяснили отсутствие данных из военной радарной станции в Миллерово на территории Ростовской области. Согласно расследованию волонтеров InformNapalm, именно в этой местности некоторое время находился тот самый злополучный «Бук». Кроме того, Павлушко полагает, что на радарных снимках нет украинских самолетов, поскольку в противном случае россияне заявили бы об этом намного раньше.
По мнению волонтера, с высокой долей вероятности на фотографиях не показан момент непосредственного запуска ракеты. Однако в любом случае, после предоставления информации следствию в российском руководстве могут воспользоваться теорией заговора внутреннего применения. Как всегда, Москва будет обвинять международное сообщество в том, что с Россией не пожелали сотрудничать.