Российская Федерация и Соединенные Штаты вполне могут стать противниками на поле боя в Сирии, причем обе страны в настоящее время уже готовы к такому противостоянию. Более детально о том, насколько высока вероятность, что РФ и США станут военными противниками на сирийской территории, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Провал попытки урегулировать сирийский конфликт, как отмечает издание "Коммерсантъ", обернулся наиболее острым конфликтом между Россией и Соединенными Штатами со времен "холодной войны". Ситуация в отношениях между странами уже вышла за рамки "словесной битвы", и сегодня есть реальная угроза того, что Москва и Вашингтон станут военными противниками, а полем их битвы будет территория Сирии.
Толчком, спровоцировавшим кризис в отношениях, стал состоявшийся вечером (по московскому времени) 28 сентября брифинг официального представителя американского внешнеполитического ведомства Джона Кирби. Дипломат, комментируя возобновление боевых действий в Сирии, предупредил, что последствием этого станет продолжение гражданской войны в этой стране.
По его словам, экстремисты и дальше будут пользоваться вакуумом, чтобы расширить собственные операции, которые, вне всяких сомнений, будут направлены против интересов РФ и даже могут затронуть российские города. Наиболее резонансными словами Кирби стало заявление, что Россия в случае продолжения военной операции в Сирии продолжит терять ресурсы и получать своих солдат домой в мешках. Не исключил представитель Государственного департамента и возможного уничтожения российских самолетов.
Спустя всего лишь несколько часов после брифинга слова Кирби прокомментировала представитель МИД РФ Мария Захарова. По ее мнению, слова о терактах в российских городах, трупах солдат в мешках и потере самолетов больше напоминают команду "фас", нежели сделанный дипломатом комментарий. Разделил возмущение Захаровой и Сергей Рябков, занимающий должность замглавы российского внешнеполитического ведомства. По его словам, представители Соединенных Штатов льют воду на мельницу террористов, оказывая последним неприкрытую поддержку.
Самые жесткие встречные обвинения в адрес США озвучили российские военные.
При этом наиболее жесткие встречные обвинения в адрес США были озвучены не дипломатами, а российскими военными. В частности, Игорь Конашенков, представитель Минобороны РФ, заявил, что слова Джона Кирби – это наиболее откровенное признание Соединенных Штатов. По его мнению, американский дипломат тем самым подтвердил, что вся сирийская оппозиция, ведущая "якобы гражданскую войну" в Сирии, - это на самом деле подконтрольный Вашингтону международный террористический интернационал. Конашенков также подчеркнул, что Россия знает, сколько конкретно в Сирии, в том числе и на территории Алеппо, находится нигде не афишируемых специалистов, которые руководят операциями боевиков и занимаются оперативным планированием.
В словесную конфронтацию внес свой вклад и глава Госдепа Джон Керри. В своем выступлении на Атлантическом совете, состоявшемся 29 сентября в Вашингтоне, он заявил, что не верит в серьезность намерений РФ. Помимо этого, глава американской дипломатии также назвал иррациональным продолжение сотрудничества с Москвой по сирийскому вопросу в ситуации, когда российские военные и армия Асада бомбят Алеппо.
Керри подчеркнул, что между Москвой и Вашингтоном сегодня существует огромное недоверие – в частности, российская сторона не верит в серьезное отношение Соединенных Штатов к борьбе с сирийским филиалом "Аль-Каиды" – организацией "Джебхат ан-Нусра". Вместе с тем глава Государственного департамента назвал операции, проводимые в Сирии российской боевой авиацией, неуместными и слишком широкомасштабными.
Между тем в Кремле, несмотря не предсказуемую жесткую реакцию российских внешнеполитического и военного ведомств, предпочли не начинать новый виток словесной войны с Вашингтоном. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва, конечно же, не хочет видеть ситуацию, когда коллеги из Вашингтона прячут за такими вот словесными нападками на Россию собственную неспособность выполнить взятые на себя обязательства.
В отношениях РФ и США существует риск дальнейшей конфронтации.
В свою очередь, эксперты полагают, что заявление Джона Кирби указывает на наличие двух принципиальных моментов. Первый – рассчитывать до смены президента США на какой-то прорыв или даже на сотрудничество Москвы и Вашингтона не стоит. Второй – нижняя точка здесь еще не пройдена, и поэтому есть риск дальнейшей конфронтации.
По мнению Дмитрия Тренина, возглавляющего Московский центр Карнеги, в ближайшее время отношения между Россией и Соединенными Штатами могут еще больше осложниться. Последние угрозы подвели черту под сотрудничеством стран, но при этом существует угроза не просто "выйти в ноль", а еще и "скатиться в минус". Эксперт полагает, что Москва и Вашингтон после теперь уже неизбежного сворачивания сотрудничества по Сирии начнут нанесение военных ударов по силам, поддерживаемым противоположной стороной. Во времена Советского Союза довольно активно практиковалась такая "опосредованная война" с Соединенными Штатами на территории третьих стран.