Недавно в Алжире состоялся энергетический форум, в рамках которого странами - членами нефтяного картеля ОПЕК была достигнута незапланированная договоренность, предусматривающая сокращение добычи нефти, сообщают эксперты раздела «Новости Мира» интернет-журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Ожидалось, что такое решение будет способствовать подталкиванию цен на нефть вверх, но в настоящее время результатом новости стал только обратный эффект. Не исключено, что причиной столь необычной реакции рынка нефти стало то, что проведение официального саммита ОПЕК, в ходе которого ожидается подписание реальных соглашений о замораживании добычи на определенном (скорее всего, нынешнем, весьма высоком) уровне, запланировали лишь на последние числа следующего месяца. И все-таки немало аналитиков с большой долей скепсиса относятся к данной версии. В беседе с журналистами издания «Росбалт» Игорь Николаев, возглавляющий институт стратегического анализа, рассказал о своем видении причин такой пассивной реакции рынка нефти на действия ОПЕК.
Журналист задал вопрос о том, до какой степени серьезным может быть влияние договоренностей стран ОПЕК о снижении добычи нефти на ее стоимость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Игорь Николаев заявил, что все произошедшее с ценами после новости о таком решении свидетельствует о том, что надежды на определенный перелом в ценовой динамике на рынке нефти в мире минимальны. И несмотря на то, что имел место отскок, его все же удалось отыграть. Поэтому не нужно ожидать никакого разворота в ценовых показателях.
Говоря о перспективе влияния на рынок снижения добычи нефти, о котором договорились в ОПЕК, эксперт подчеркнул, что стоимость нефти некоторое время будет оставаться в пределах 40-50 долларов за баррель, то есть фактически на том же показателе, что и сейчас. И это вполне можно пояснить, так как была достигнута договоренность об уменьшении производства черного золота буквально на 0,7-2 процента по сравнению с установленными сейчас более чем 33 миллионами баррелей в день. Игорь Николаев называет этот показатель очень большим. Помимо того, никто не гарантирует, что эта договоренность будет выполнена. А если говорить серьезно, то и само соглашение как таково еще отсутствует. Его окончательное принятие может произойти разве что в ноябре.
На сложившуюся ситуацию оказывают влияние многие иные факторы. К примеру, можно взять общую экономическую ситуацию в разных странах мира, в частности, в Китае, и ожидаемый рост в декабре ставок Федеральной резервной системы (ФРС) США. Это все станет причиной того, что стоимость нефти, по крайней мере, не будет расти.
О готовности России к уменьшению добычи нефти.
Принимая во внимание то, что по сегодняшний день снижения добычи не произошло, а все ограничивалось только намерениями, велась работа, которая должна была способствовать приятию такого решения. Как отметил Игорь Николаев, в этом ничего странного нет, поскольку в структуре российской экономики никаких изменений не ожидается. Добывающие отрасли промышленности и бюджет по-прежнему крайне зависят от того, сколько российская сторона произвела и поставила энергетических ресурсов. В связи с этим, если речь уже зашла об определенном ограничении в добыче нефти, приостановке наращивания ее объемов, то оно может быть разве что конъюнктурным и исходить из необходимости поддержать ограничения, которые могут быть приняты странами ОПЕК.
С учетом всего сказанного выше, очень большая вероятность того, что Россия не будет себя ограничивать. У нее, в принципе, нет возможности это сделать в связи с текущими проблемами.
Не так давно глава российского правительства Дмитрий Медведев сообщил, что бюджет страны зависит от черного золота не на 60 процентов, как раньше, а всего на 40. Игорь Николаев такое заявление назвал лукавством. Все хорошо понимают, что снижение доли бюджета, которая зависит от продажи энергетических ресурсов, было одномоментным и исключительно в связи с тем, что нефть стала более чем в два с половиной раза дешевле. Несмотря на изменение структуры бюджета, это был чисто формальный процесс. Уже в скором времени цены на нефть вырастут, и снова будет 60 процентов.
Доходы от нефти в бюджете на самом деле упали, однако при этом необходимо говорить о том, что Резервный фонд быстро расходуется. По этой причине стала возможной подобная структура бюджета. При этом эксперт задает вопрос, что будет после израсходования этого фонда. Таким образом, слова российского премьера иначе, чем лукавство, воспринимать нельзя. И это ясно даже тем, кто не является экспертом.
Очень важную роль здесь играет еще и тот факт, что сейчас ОПЕК уже перестал быть глобальным игроком, определяющим движение цен. После сланцевой революции в Соединенных Штатах ОПЕК не так много может сделать.
В случае принятия жестких ограничений добычи нефти цена на нее начнет расти, что станет еще одним импульсом, чтобы сланцевые проекты развивались. Это означает, что страны ОПЕК просто лишь отдадут свою долю мирового рынка черного золота. Николаев считает, что на сегодняшний день баррель нефти не может стоить более 50 долларов, и в ОПЕК, и особенно в Саудовской Аравии это прекрасно осознают.