По словам Витольда Юраша, возглавляющего Центр стратегических исследований (Варшава), у Польши есть реальные причины бояться России. Более детально мнение Юраша, считающего, что у Польши есть реальные причины бояться РФ, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Витольд Юраш заявил в интервью изданию Fronda.pl, что у Польши действительно есть реальные основания бояться России. Напомним, что в ходе организованной Центром анализа европейской политики конференции в Соединенных Штатах было зачитано письмо главы Минобороны Польши Антония Мачеревича, в котором министр называет действия Российской Федерации агрессивными и угрожающими будущему всей Европы.
По словам Юраша, данные опасения действительно имеют под собой реальную основу, и весь вопрос в том, сумеет ли Польша сделать так, чтобы страны западного мира согласились с ее оценкой данной угрозы. Сам эксперт испытывает на этот счет сомнения, причем достаточно серьезные. Он обращает внимание на тот факт, что призывов к более жесткой политике относительно Кремля не прозвучало даже после того, как был обнародован доклад международной следственной группы. В данном докладе сказано, что Россия несет ответственность за крушение малайзийского пассажирского "Боинга", однако даже это не изменило направление, в котором сегодня двигаются западные страны.
Между тем это движение не в сторону ужесточения санкций против РФ, а в сторону их смягчения. Данная ситуация демонстрирует, что сегодня верх берет выгода, а не ценности. Политика всегда является конфликтом между ценностями и выгодой. Российская Федерация играет значительную роль в решении целого ряда мировых проблем, и в этой связи она нужна западным странам. Поэтому ценности отходят на второй план.
Нужно разработать польскую "реальную политику" – Юраш.
Возникает вопрос, что Польша может сделать в ситуации, когда ее собственная оценка угроз столь диаметрально расходится с оценкой стран Запада? Проще всего в такой ситуации было бы принять позицию, занимаемую большинством, однако Польша этого сделать не может, поскольку такой вариант противоречит ее интересам. Второй крайностью стало бы заявление, что Варшаву мнение Запада не интересует. Разумная политика заключается в поиске каких-то средств, способных в той или иной степени повлиять на позицию, занимаемую странами западного мира. Естественно, повлиять – это не означает непременный перелом. Наверное, не стоит надеяться на изменение Западом своей нынешней политики, тем более когда за ней стоят серьезные экономические интересы. Последние в международной политике практически всегда берут верх над ценностями.
Необходимо заняться разработкой польской "реальной политики". Исходной точкой реальной политики является поиск своих собственных интересов, а также реальных вариантов, позволяющих претворить их в жизнь. Когда действие происходит в обратном порядке, то иногда кажется, что проще всего было бы просто поддаться, но на такой шаг страна, разумеется, пойти не может.
Россия и "Исламское государство".
Глава Минобороны Польши также заявил, что Российская Федерация может оказывать поддержку исламскому терроризму. Комментируя данное заявление, Юраш отметил, что в настоящее время есть уже множество сигналов, говорящих о причастности российских спецслужб к появлению "Исламского государства". Есть, например, целый список исламистов, которые сперва побывали в российских тюрьмах, а выйдя оттуда, они вдруг оказывались уже на территории Сирии.
Как правило, исламисты, попадающие в тюрьмы в России, редко выходят оттуда на свободу. Как утверждает Юраш, в большинстве случаев их оттуда выносят вперед ногами. А здесь не только вышли, но и попали в Сирию, причем таких случаев было достаточно много. Можно сделать вывод – это были агенты, или же люди стали ими в заключении.
Есть еще один факт, указывающий на то, что Москва, на самом деле, поддерживает "Исламское государство" – чтобы его увидеть, следует посмотреть, кого атакует в Сирии российская военная авиация. ИГИЛ на самом деле никогда не было целью россиян – в первую очередь Россия последовательно пытается уничтожить всех противников сирийского президента Асада.
Для Российской Федерации выгоден миграционный кризис, который в значительной степени был вызван боевыми действиями на территории Сирии. На Западе появилось ощущение, что придется договариваться с Москвой, чтобы та пришла здесь на помощь. Однако Россия на самом деле не оказывает никакой помощи западным странам в их борьбе с миграционным кризисом. Причем она не оказывает помощь вовсе не потому, что не может этого сделать. Нет, она не помогает Западу, потому что не хочет приходить на помощь.
Здесь появляется ключевой вопрос: как можно убедить страны западного мира в том, что Российская Федерация на самом деле является фальшивым союзником, и как Польше поправить собственный имидж в глазах Запада? По мнению Юраша, здесь возникает противоречие между воинственными высказываниями польских политиков, разжигающих ненужные конфликты, и попыткой Варшавы убедить западные страны в необходимости принять ее точку зрения. Не стоит забывать, что убеждать всегда будет легче, если у вас положительный, а не отрицательный имидж.