Цели, преследуемые Москвой в сирийском конфликте, прокомментировала Анна Борщевская. Она убеждена, что российский президент старается с помощью участия в ближневосточном противостоянии повысить престиж своего государства. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Согласно экспертным оценкам, действия России в ближневосточном регионе являются попыткой изменить стратегическую расстановку сил, с целью затруднения достижения стратегических целей Вашингтоном. Последние новости из региона показывают, что Москва активизирует собственные действия на Ближнем Востоке. Анна Борщевская, научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики полагает, что усиление российского присутствия стало возможным в том числе по причине недостаточного участия США в урегулировании ближневосточного конфликта.
Известно, что на прошлой неделе ратифицировано соглашение о размещении российских военных на сирийской базе в Тартусе. Соответствующие переговоры велись между Москвой и Дамаском на протяжении длительного времени. Тот факт, что соглашение о размещении российских военных ратифицировано только сейчас, Борщевская считает показательным моментом. Эксперт убеждена, что до определенного времени российский президент хотел представить присутствие своих военных в Сирии как временное явление.
Тем не менее изначально было понятно, что Москва не желает уходить из Сирии и Ближнего Востока. Постоянное размещение российских военных в Тартусе свидетельствует о том, что Кремль даже не пытается публично делать акцент на дипломатических усилиях. Кремль явно делает ставку на силовой сценарий развития событий в ближневосточном регионе.
С самого начала Москва и Вашингтон ставили перед собой в сирийском конфликте разные задачи. В американском руководстве настаивают на том, что Асад должен уйти из президентской должности, но свои слова угрозой применения силы против сирийского диктатора не подкрепляют. Москва тем временем оказывает Асаду поддержку, даже принимает участие в авиационных обстрелах Алеппо.
Изначальная позиция США заключалась в том, что на должности главы государства сирийский диктатор оставаться не должен, поскольку он не желает мира. Асад занимается уничтожением сирийского населения, Москва оказывает помощь этой деятельности. Россия помогает Асаду проводить этническую чистку. Поэтому в действиях России нет места гуманитарным целям, что идет в разрез с приоритетами Вашингтона.
Уверена Борщевская в том, что российский президент действительно верит в намерение Вашингтона организовать цветные революции по всему миру. Хозяин Кремля полагает, что после ухода из президентской должности Асада Вашингтон вскоре добьется свержения его самого. Поэтому сейчас российский лидер старается укрепить позиции на Ближнем Востоке, чтобы подорвать влияние США.
С военной точки зрения, размещение российских силовиков на базе в Тартусе осложняет ситуацию для США. Возможные операции американских военных усложняются в процессе увеличения количества российского оружия на сирийской территории. Параллельно возрастает шанс столкновения России и США, хотя и до появления в распоряжении россиян сирийской военной базы никак нельзя было назвать ситуацию в ближневосточном регионе стабильной.
Россияне боятся превращения Сирии во второй Афганистан.
Согласно заявлениям российских чиновников, с финансовой точки зрения база в Тартусе не обернется увеличением нагрузки на федеральный бюджет. Анна Борщевская убеждена, что российские власти стараются снизить беспокойство населения по поводу дополнительных расходов, связанных с появление новой военной базы в Сирии. Эксперт констатирует, что в России есть достаточное количество ресурсов для поддержки ближневосточной силовой операции.
Заявления российских чиновников об отсутствии дополнительных затрат на содержание военной базы в Сирии Борщевская называет попыткой успокоить население. На самом деле рядовые россияне не желают повторения афганской ситуации, в которой силовики попросту увязли. Среднестатистические россияне боятся, что бюджету в столь непростой экономической ситуации придется нести дополнительные расходы. По мнению российских граждан, Москве не следует тратить ресурсы на ведение боевых действий в далекой от России стране, где интересы есть только у президента. Экономика России никакой выгоды от участия силовиков в сирийской операции не получает.
Сумму реальных затрат российского руководства на ближневосточный конфликт оценить сложно. Эксперт напомнила, что в марте текущего года, заявляя о выводе российских войск из Сирии, президент сообщил о затратах на операцию, которые составили менее 500 миллионов долларов. В масштабах оборонного бюджета России эту сумму можно назвать небольшой. При этом хозяин Кремля пытался представить участие российских военных в боевых действиях на сирийской территории, как учения, лучший способ дать силовикам практические навыки.
Предполагает Борщевская, что реальные затраты на сирийскую операцию намного больше заявленных официально. Это значит, что у Москвы есть ресурсы для дальнейшего пребывания на Ближнем Востоке. Ранее в Вашингтоне говорили о том, что Россия в сирийском конфликте увязнет, однако эти прогнозы на данное время, судя по всему, не сбылись. Эксперт подчеркивает, что реальное положение российских военных в Сирии американскому руководству следует учитывать при разработке стратегических планов на будущее.