В экспертной среде активно обсуждается намерение российских силовиков создавать в сирийском городе Тартус военную базу. Далеко не все эксперты считают строительство военной базы целесообразным. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
Пункт материально-технического обеспечения военно-морского флота создан в сирийском городе Тартус 45 лет назад. Теперь российские военные планируют построить военную базу на месте этого пункта. Замглавы российского Минобороны Николай Панков пообещал Совфеду в скором времени обратиться с просьбой о ратификации соглашений, предусматривающих строительство российской военной базы в сирийском Тартусе.
Пока сложно сказать, насколько серьезными являются планы, о которых заявил чиновник Минобороны. Нельзя утверждать однозначно, что речь идет об окончательном решении. На протяжении 2-х десятилетий, пока продолжалась холодная война, объект в сирийском городе в полноценную базу не превратился. Во времена холодной войны, как известно, советское присутствие и активность флота в Средиземном море были намного выше. Не стал военной базой пункт материально-технического обеспечения в Тартусе и на протяжении 25 лет после распада Советского Союза.
При оценке перспектив создания российской военной базы в Сирии также следует учитывать советский опыт. Советские времена показали, что подобная опорная точка может оказаться довольно полезной, особенно когда речь идет об участии России в политике ближневосточного региона. Даже в 90-х годах Москва уделяла внимание поддержке этого пункта, что свидетельствует об отсутствии у российского руководства намерения уходить из Ближнего Востока. Однако исторический опыт показывает также что удерживание позиций в этом неспокойном регионе всегда является непростой задачей.
Создание объекта военно-морского флота СССР в Сирии узаконено межгосударственным соглашением, подписанным в 1971 году. На тот момент Дамаск не являлся слишком верным и надежным союзником для Москвы. Параллельно с сирийским направлением советское руководство развивало отношения с Египтом, что среди прочих преимуществ давало возможность использовать морские порты в Александрии и Мерса-Матрухе.
Ситуация на Ближнем Востоке вряд ли очень сильно волновала советское руководство, важность представляло собой Средиземное море. Во второй половине прошлого века Средиземное море выполняло не только функцию коридора к Ближнему Востоку, но и в понимании Москвы являлось прорехой в безопасности. В этом море размещался 6 американский флот, оснащенный ядерным арсеналом и средствами доставки атомного оружия.
В первую очередь Москву волновало наличие на базе флота авианосных ударных группировок. Вхождение в эту дверь для Москвы принципиальным не было. Скорее, значение имела возможность закрыть ее для Вашингтона. Советская военная помощь для Сирии не была лишней, как и прикрытие довольно внушительной силой территории страны со стороны Средиземного моря.
Военная база или бензоколонка с непомерными амбициями?
Для описания объекта, размещенного в Тартусе, употребление слова «база» неуместно. На самом деле речь идет о нескольких пирсах протяженностью в 100 метров, рядом с которыми размещены хозяйственные постройки. Ремонтный завод как таковой в Тартусе отсутствует, в свое время на ротационной основе поблизости находилась плавбаза Черноморского флота. Учитывая технические возможности, базой объект в Тартусе назвать крайне трудно.
Несмотря на ограниченный функционал, для дозаправки российских кораблей горюче-смазочными материалами, топливом и пресной водой объект подходил идеально. Кроме того, в Тартусе экипажи дальних рейсов имели возможность отдохнуть. Для подводников даже кратковременный отдых является очень важным.
Военный эксперт Андрей Союстов отмечает, что для советского флота даже полноценной заправкой объект в Тартусе служить не мог. Горюче-смазочные материалы поставлялись в Сирию из Советского Союза, что значительно повышало их стоимость. Изначально планировалось, что топливо и другие необходимые материалы для обеспечения объекта в Тартусе будут закупаться у сирийских поставщиков. Предложенные сирийцами цены оказались слишком высокими даже для Советского Союза.
Полноценной морской базы в средиземноморье у Советского Союза не было. Даже после потери доступа к египетским портам советская эскадра могла существовать длительное время в регионе. Транспорт и военные корабли имели возможность заходить в гражданские порты Тартуса и Латакии. После швартовки у специальных бочек на отмелях советские корабли могли загружать все необходимое. Обеспечение советских моряков было налажено лучше, чем у их американских коллег, базы которых находились по другую сторону Атлантики.
Перспективы строительства базы в будущем при общении с журналистами прокомментировал Андрей Фролов, эксперт по вооружению. Он отмечает, что даже заявление представителя Минобороны не является гарантией появления в Тартусе большой и полноценной российской базы. Эксперт призывает обратить внимание на целесообразность строительства базы в данном регионе. Фролов констатирует, что и самая хорошая база является бессмысленной, если она не принимает корабли.
По словам Фролова, корабельный состав российского флота в настоящее время ограничен. При всем желании Москва не имеет возможности существенно увеличить группировку кораблей в регионе. Тем более нет оснований говорить о создании нового средиземноморского флота, базой для которого мог бы служить объект в Тартусе. Для выполнения теперешних задач при актуальных возможностях вполне подходит система ротации, которая сейчас и действует.