БРИКС становится слишком многополярным, и в результате этот союз государств разрушается все более расходящимися интересами входящих в него стран. Более детально о том, как расходящиеся интересы стран БРИКС разрушают этот союз, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
8-й форум БРИКС, который, как отмечает издание "Коммерсантъ", стартует завтра, 15 октября, на Гоа, станет самым непростым за всю историю существования данного союза государств. Несмотря на ранее поставленную задачу по созданию "нового мирового порядка", сегодня БРИКС теряет свою роль противовеса западных институтов и превращается в объединение государств, интересы которых расходятся все существенней.
Президент РФ Владимир Путин сформулировал в интервью агентству IANS и международному информагентству "Россия сегодня" основную задачу БРИКС накануне своего отъезда в Индию. По его словам, данный союз является одним из самых главных элементов многополярного мира. Одновременно с этим хозяин Кремля напомнил, что государства-члены БРИКС содействуют укреплению роли ООН, подтверждают свою приверженность принципам международного права, а также не приемлют политики ущемления суверенитета других стран и силового давления.
Официальные лица делают достаточно оптимистичные заявления, однако в действительности будущее союза из 5 стран становится все более неопределенным. Здесь больше всего вопросов связано с ролью ЮАР и Бразилии – стран, в которых после прошлогоднего саммита в Уфе произошли самые радикальные перемены. В частности, Южно-Африканская Республика, возглавляемая президентом Джейкобом Зума, переживает в настоящее время острый экономический кризис на фоне ставшей уже хронической политической нестабильности. В настоящее время страна явно находится не в той форме, чтобы активно участвовать в реализации проектов. ЮАР сегодня в лучшем случае способна лишь на роль ведомого.
В Бразилии импичмент президенту Дилме Руссефф стал наглядной демонстрацией смены вех в политике страны. Если отстраненный от власти президент, равно как и ее предшественник Луис Инасиу Лула да Силва, были представителями так называемого левого лагеря и декларировали свою готовность бороться "с диктатом Соединенных Штатов", то новый глава государства Мишел Телмер полагает, что страна должна как можно более тесно сотрудничать с западными институтами. При этом для него становится чуждой сама философия БРИКС, в основу которой положена идея альтернативного нынешнему глобального управления.
По словам Юрия Тавровского, профессора РУДН, сегодня говорить о серьезной роли в БРИКС Южной Африки и Бразилии просто нет смысла. Здесь нужно признать, что данное объединение в настоящее время переживает достаточно серьезные проблемы. Эксперт полагает, что вместе с Российской Федерацией больше всего заинтересован в сохранении этого союза Китай. Для Пекина и Москвы данный альянс превращается в инструмент реализации на евразийском пространстве масштабных интеграционных проектов.
БРИКС все меньше остается похожим на "пятерку".
Выпадение Южно-Африканской Республики и Бразилии – это далеко не единственная нынешняя проблема БРИКС, равно как и не главная. Постепенно данный союз все меньше становится похожим на "пятерку". Дипломатический источник издания в КНР посетовал, что в настоящее время БРИКС, по сути, становится "двухколесным". Союз двигается вперед благодаря усилиям Пекина и Москвы, тогда как Дели все больше заигрывает со странами западного мира.
Подтверждением тому, что в Индии уже начинают сомневаться в соответствии БРИКС первоначально заявленным целям, могут стать весьма сенсационные признания, сделанные Канвалом Сибалом, бывшим индийским послом в РФ, занимавшим также должность заместителя руководителя внешнеполитического ведомства своей страны.
Дипломат в статье, опубликованной изданием Daily Mail, заявил, что у нынешнего руководства Индии стратегическое видение ситуации в регионе общее с Соединенными Штатами, причем оно несовместимо с повесткой БРИКС. Он также отметил, что Россия в данном союзе уступило лидерство Китаю как более сильному в экономическом плане игроку, и поэтому баланс сил здесь смещается уже не в пользу Индии. БРИКС, как утверждает Сибал, уже не может продвигать жизненные интересы его страны.
Эксперты, которые были опрошены изданием, подтверждают, что соперничество между Китаем и Индией становится все более очевидным, а ведь именно эти две страны изначально составляли ядро БРИКС. Петр Топычканов, научный сотрудник Московского центра Карнеги, объяснил, что главные противоречия в объединении стран связаны вовсе не с ситуацией в ЮАР или Бразилии и даже не с атмосферой, возникшей вокруг Российской Федерации из-за конфликтов в Сирии и в Украине. Сегодня наиболее серьезные трения возникают между Пекином и Дели.
В частности, разногласия между странами касаются как видения будущего БРИКС в целом, так и роли союза в глобальной экономике и политике. По словам Топычканова, в Поднебесной рассматривают БРИКС как перспективный проект, направленный на создание более справедливого мирового порядка и альтернативы нынешним институтам с доминирующими там западными странами. Между тем в Индии пока еще не определились с ответом на вопрос, нужен ли им вообще этот союз и какую роль он должен играть.