Вчера, 15 октября, начался первый за всю новейшую историю Российской Федерации визит патриарха Кирилла, главы Русской православной церкви, в Великобританию. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» отмечают, что это событие может быть одной из важнейших частей стратегии Кремля, цель которой – «продвижение мягкой силы». Такое мнение в интервью корреспондентам Русской службы ВВС озвучил один из ведущих лекторов по теме религии в Оксфордском университете, профессор Питер Петкофф. В беседе с журналистами он поделился своим мнением о значении визита Кирилла в Лондон.
Состоится ли встреча патриарха с королевой?
Оценивая перспективу встречи главы РПЦ с британской королевой Елизаветой II, Питер Петкофф отметил, что подобная встреча не является необычной, так как речь идее о протокольном моменте. Как известно, королева возглавляет Англиканскую церковь, а архиепископ Кентерберийский является самым старшим священнослужителем в церковной иерархии.
Впрочем, говорит профессор, визит Кирилла в Великобританию характеризуется более широким контекстом. В течение последних двух десятков лет деятельность РПЦ за пределами России так или иначе имеет отношение ко внешнеполитическому курсу Кремля. И при детальном анализе того, как Московский патриархат анонсирует этот визит, становится ясно, что в Москве его оценивают в качестве попытки наведения мостов. В свое время от главы синодального Отдела внешних церковных связей митрополита Иллариона звучало заявление, что обе великие страны имеют определенные связи, хотя между ними ухудшились отношения. Поэтому нет никаких сомнений в том, что визит Кирилла в Лондон не ограничится только церковными вопросами.
Нельзя не отметить наличие свидетельств того, что внешнецерковный отдел РПЦ и внешнеполитическое ведомство России пытаются действовать синхронно уже на протяжении длительного периода. Сейчас действует целая рабочая группа по взаимодействию РПЦ с российским Министерством иностранных дел.
Питер Петкофф отметил, что между дипломатами МИД и церкви постоянно проводятся встречи и обсуждения совместной стратегии для достижения того, что они считают национальными интересами Российской Федерации. Нельзя не заметить достаточно четкую координацию российских властей и Русской православной церкви в самых проблемных вопросах. Лучше всего это просматривается на примере военных действий в Сирии и на Донбассе, а также по многим иным темам. Также нельзя не отметить, сколько сделал Кирилл для того, чтобы Москва и Тбилиси восстановили отношения по окончании вооруженного конфликта 2008 года.
Таким образом, этот визит в Лондон, совершенно очевидно, может стать попыткой России использовать мягкую силу в момент, когда внешнеполитическое ведомство делает достаточно жесткие заявления в отношении Москвы в парламенте.
Интерес для Великобритании в визите Кирилла.
Британский профессор отметил, что у Лондона есть свой интерес в нынешнем визите патриарха РПЦ. В любом случае он является достаточно весомой фигурой, возглавляющей одну из наиболее многочисленных православных церквей в мире. Более того, РПЦ и британская монархия имеют исторические связи. Принц Филипп — грек по происхождению, его сын принц Чарльз в течение длительного времени интересовался православием.
При всем этом встреча с патриархом Кириллом не будет как-то особенно отличаться от встречи королевы с какими-то другими высокопоставленными религиозными лидерами, считает Питер Петкофф.
Вопросы Сирии и ЛГБТ.
У патриарха Кирилла постоянно были тесные связи с Великобританией. Он не раз бывал в Лондоне до избрания на пост руководителя РПЦ. И он время от времени отсылал своих самых близких помощников учиться в Великобританию.
Большая группа российских священнослужителей, среди которых и митрополит Илларион, являются выпускниками Оксфордского университета. Еще одна группа отучилась в Даремском университете. И он их достаточно часто посещал. Патриарх Кирилл хорошо говорит по-английски. Поэтому вполне логично, что он не чувствует себя в Британии чужим.
Отношения между РПЦ и Англиканской церковью на протяжении недавнего времени можно охарактеризовать как прохладные. Патриарх Кирилл и РПЦ сделали немало острых заявлений относительно темы гомосексуализма. Пару лет назад в ходе одной из встреч митрополит Илларион сообщил, что диалог РПЦ и Англиканской церкви не имеет будущего, так как в Великобритании разрешили однополые браки.
Питер Петкофф не уверен, что данную тему будут обсуждать в ходе нынешнего визита. Намного интереснее и важнее, как будет проходить беседа о войне в Сирии. Архиепископ Уэлби заявил, что война против «Исламского государства» справедлива. А патриарх Кирилл несколько раз на различных мероприятиях называл военную операцию России в Сирии частью более глобального противостояния терроризму в мире. И он называл эту войну священной.
С учетом этого будет весьма интересно, какое заявление они в результате сделают относительно ситуации на Ближнем Востоке. Не будет ничего странного в том, если Россия попытается использовать этот визит, чтобы поменять общий тон риторики о ситуации в Сирии. Например, обратить внимание на расправы над христианами, поговорить об усилиях Запада и России в противостоянии терроризму.