Атмосферу в современном российском обществе описал Сергей Шелин. Он утверждает, что ситуация явно приближается к угрозе, с которой не сталкивались как минимум 2 поколения россиян. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В публикацию своего блога обозреватель Сергей Шелин пишет, что российская казенная пропаганда готовит население к войне. Речь идет о противостоянии с Америкой, Европой или двумя противниками одновременно. Сирийский президент Башар Асад называет предстоящее гипотетическое противостояние 3-й мировой войной, но вряд ли его прогноз соответствует действительности. В любом случае россиян ожидает ситуация, с которой не приходилось сталкиваться многим поколениям граждан страны.
Боестолкновения между США и Советским Союзом происходили неоднократно, в том числе и на территории Ближневосточного региона. Вместе с тем прошлые столкновения происходили давно, а с 1960-х годов страны существуют в рамках понятий, утративших актуальность сейчас. Усложняется ситуация и тем, что объяснений происходящего в публичном пространстве откровенно немного. Аналитики безуспешно пытаются выстроить из происходящего какую-то более-менее продуманную схему.
Внезапный всплеск кремлевской воинственности объясняется в большинстве случаев попыткой «торговать страхом». Эксперты полагают, что Москва всего лишь пугает западных политиков, чтобы сделать их более сговорчивыми и заставить услугами расплачиваться за освобождение от российской угрозы. Эта гипотеза выглядит даже убедительной, но только до тех пор, пока не начинается обсуждение возможной выгоды, которую Москва может заполучить в обмен на свои угрозы.
Любой международный кризис объясняется причинами объективными и субъективными. С точки зрения объективной, у Москвы сейчас нет необходимости добиваться отмены западных санкций, в 2016 году государство адаптировалось к новым условиям. С начала текущего года внешний долг России даже сократился на 2,4 миллиарда долларов. Поэтому можно констатировать, что эпоха, когда российская власть отчаянно пыталась вернуть западные долги, осталась позади. Олигархи как-то научились получать западные кредиты, поэтому расходы на обслуживание внешней задолженности резко сократились.
Международные резервы России также перестали сокращаться и, по сравнению с серединой 2015 года, даже несколько увеличились. Внешнеторговый оборот, который в 2015 году значительно снизился, кое-как приспособился к новым условиям. Очевидно, что свою цену за санкции Россия заплатила и не нуждается в их немедленной отмене. На сирийском и донбасском фронте никаких значительных изменений не зафиксировано.
Эскалация не соответствует настроениям российского общества.
Предпринятая Москвой весной попытка локализовать идущую в Сирии операцию явно потерпела поражение. Увязание российских силовиков в этой войне на данном этапе глубокое, как никогда. От еще большего увязания выиграют явно не все стороны. Весьма сомнительно, что турки, американцы и французы уйдут из Сирии, если российские военные пойдут в наступление на Алеппо. В этом случае главным выгодоприобретателем станет Тегеран и его вассалы – сирийское правительство и организация «Хезболла».
Учитывая указанную «высокую цель», вряд ли Москве следует рисковать своим будущим, подходя вплотную к американским военным. С другой стороны, не исключено, что российский народ самостоятельно рвется в бой. Россиянам важно не столько поддержать Башара Асада, сколько вступить в противоборство с Вашингтоном. Иногда бывают случаи, когда воинственность народных масс не могут остановить даже осмотрительные политики.
Дать ответ на вопрос о соответствии эскалации настроениям в российском обществе может социология. Недавний опрос Фонда «Общественное мнение» показал, что рейтинг поддержки россиянами президента снижается вместе с доверием к премьер-министру. Больше половины респондентов (53 процента) заявили, что «не интересуются политикой вообще». Около 13 процентов россиян обсуждают с родными и близкими новости из Сирии, за ходом противостояния между Москвой с одной стороны и Вашингтоном и Брюсселем с другой следят 7 процентов граждан.
В современном российском обществе не фиксируется рост массового боевого энтузиазма, хотя пропагандисты всеми возможными силами стараются его пробудить. Прошлый опыт показывает, что население одобрит любое решение, принятое властью, но на повторение крымского экстаза рассчитывать нет смысла. Очевидно, что объективные предпосылки для эскалации напряженности отсутствуют. Все причины обострения являются субъективными и, судя по всему, присутствуют только в сознании высшего российского руководства.
Москва явно разочарована тем, что Вашингтон не проявляет должного уважения, Анкара и Тегеран играют в собственные игры, даже кроткий в большинстве случаев Брюссель начинает вести себя дерзко и заносчиво. Однако с реалиями, в которых живет подавляющее большинство россиян, разочарование властной верхушки никак не связано. В глазах высшего руководства страны военная мощь России выглядит такой огромной, что желание научить ближних и дальних соседей уважать себя рождается само собой.
В результате осенью военные затраты сильно увеличились, что повлекло за собой рост бюджетного дефицита. Только за сентябрь текущего года в авральном порядке сотни миллиардов рублей направлены в военный сектор. Планируется, что указанные средства будут использованы для погашения задолженности государства перед предприятиями ВПК, но объяснение может быть любым, особенно если детализация расходов не раскрывается.