Боевики террористической организации ИГ лишились возможности контроля над своим символом, городом Дабиком. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на военного журналиста Юрия Мацарского. Он отмечает, что представителям оппозиции в Сирии при значительной поддержке Анкары удалось отбить у «Исламского государства» город Дабик, расположенный в северной части страны. Таким образом, туркам и их сирийским союзникам удастся брать под контроль один город за другим, почти каждый день вытесняя джихадистов и предоставляя отчеты о том, какой существенный ущерб понес противник.
Впрочем, Дабик – это отдельный разговор, так как история этого города своими корнями уходит к истокам ислама. Если верить одному из самых древних пророчеств, как раз возле стен Дабика состоится финальная битва армии мусульман и их соперников, которых в старинном хадисе называют «Римом». Эта битва предваряет то, что у христиан зовется Страшным судом. Иными словами, по сути, вооруженное противостояние возле стен Дабика должно стать началом конца света.
Как ни странно, продолжает Мацарский, но это древнее пророчество и стало основой политики организации «Исламское государство». Не успев до конца сформироваться, эта террористическая организация, не обращая внимания на потери, начала вести борьбу за Дабик, в стратегической ценности которого есть большие сомнения.
Когда город уже был взят, идеологи джихадистов сообщили, что их бойцы являются самыми лучшими во всем мире солдатами, финальная битва которых с Римом предсказана самим пророком. Пропагандистское издание ИГ, название которого созвучно названию захваченного города, в каждом своем номере не перестает обещать, что всем, кто встанет на защиту халифата, обязательно простят все грехи. Надо сказать, что результаты пропаганды себя ждать не заставили. Несколько десятков тысяч человек изо всех уголков мира дали согласие воевать на стороне ИГ. Очевидно, что подсчитать их точное количество нереально, хотя даже приблизительные оценки подтверждают, что, если учитывать жен и детей боевиков, которые прибыли на территорию «нового халифата», скорее всего, общее число превышает сотню тысяч. Точнее, превышало, так как не успели у ИГ начаться серьезные проблемы, приток людей сменился их оттоком. Пока территория, удерживаемая джихадистами, росла, мало кто обращал внимание на некоторые нестыковки в трактовке древних пророчеств. Но не успели джихадисты начать отступление, многие из тех, кто прибыл в Ирак или Сирию, выразили сомнение в том, что ИГ и есть тот самый последний перед наступлением конца света халифат.
Одна из главных проблем состояла в точном определении противника: кто он, тот самый «Рим», который будет сражаться с лучшими воинами-мусульманами? С самого начал как-то само собой подразумевалось, что это будет западная коалиция во главе с США. Но ни американская сторона, ни европейцы так и не решились отправить к Дабику наземные контингенты. Судя по всему, в генеральных штабах стран Запада поняли, что высадка даже в сравнительной близости к Дабику экспедиционных корпусов «неверных», несомненно, приведет к пропагандистской победе джихадистов: вот видите, мы же заявляли, что осуществляем древнее пророчество, вот вам подтверждение – римляне уже тут. Поэтому с «Римом» получилась заминка.
В конечном итоге не успели турецкие военные пойти в наступление на ИГ, как идеологи джихадистов назвали этим самым «Римом» Турцию. Логику эту нельзя назвать безупречной, однако она понятна: границы современной Турции во многом совпадают с границами Восточной Римской (Византийской) империи, имперская столица – Константинополь-Стамбул – сейчас турецкий город, вот это и будет Римом. Однако тут появилась заблаговременно прогнозируемая трудность: турки в большинстве своем – мусульмане-сунниты, номинально они являются единоверцами бойцов ИГ. И одно дело призывать исламистов со всего мира сражаться с американцами и европейцами, которых многие в мусульманском мире воспринимают как современных крестоносцев, то есть явных противников, и совсем другое – приглашать их на войну с мусульманами. И тут козырем джихадистов могла бы стать затяжная осада Дабика, долгие кровопролитные бои за город. ИГ всерьез на это рассчитывало.
Джихадисты активно начали рыть в Дабике подземные ходы, которые нужны для незапланированных наступлений и незаметной доставки боеприпасов, городили земляные валы на подступах к городу, минировали дороги. То есть делали все для того, чтобы турки и их союзники увязли тут надолго.
Если бы война пошла по этому сценарию, ИГ могло получить реальные пропагандистские козыри. Мусульманскому миру показали бы героических защитников священного Дабика, которые гибли под натиском снюхавшихся с Сатаной-Западом турков. И новые бойцы халифата потянулись бы в пустыню со всего мира. Но в реальности все случилось иначе. Ни турки, ни сирийская оппозиция не спешили наступать на Дабик, хотя примерно неделю назад подошли к нему на расстояние пулеметного выстрела. Вместо этого город и его окрестности оказался под бомбами с воздуха, в результате чего уничтоженным оказалось все, идентифицированное как потенциальная угроза. А затем наземные части одним неожиданным ударом меньше чем за час заняли Дабик целиком.