Известный научный деятель и автор книги о том, как богатые страны стали богатыми, а бедные – бедными, Эрик Райнерт рассказал сайту «Сегодня.ua» о целесообразности сокращения зависимости Украины от МВФ, упоре на развитии внутреннего производственного потенциала и определенных стратегических ошибках которые допускает Запад. С мнением норвежского экономиста знакомит издание «Биржевой лидер».
Райнерт является приверженцем индустриализации как рецепта экономического роста. И пускай рецепт этот не универсален для множества нюансов характерных различным экономическим ситуациям, но сложно поспорить, например, с тем фактом, что голод происходил в странах, которые специализируются на сельском хозяйстве. В начале месяца Райнерт выступал на Киевском международном экономическом форуме, там он настаивал на том, что Украине следует развивать промышленность, которая обеспечит выпуск продукции с высокой добавочной стоимостью, а вместе с тем позволит получать экспортную выручку и, соответственно, высокие зарплаты.
Говоря о сотрудничестве Украины с МВФ предостерег от восприятия сотрудничества с Фондом только ради получения очередного транша. Потому что все больше людей понимают, что предлагаемая модель сотрудничества не помогает не только в Украине, но и США, и Англии. Нужно не ожидать денег от МВФ, а развивать собственный производственный сектор, тем самым решая проблемы, а не наращивать долги. Так что, по мнению Райнерта, Украине целесообразно сделать попытку сократить зависимость от МВФ. Летом МВФ признал, что совершил огромную ошибку с Грецией, и представители Украины должны спрашивать у фонда – «Вы уверены, что вы не совершаете ту же ошибку? Мы полагаем, что вы ее совершаете».
ЕС предложил Украине «не очень хорошее» Соглашение о зоне свободной торговли, но этому никто всерьез не возражает. Но сейчас проще менять политику из-за BREXIT и коллапса в США. Многие уже отметили, что средний класс создался в обрабатывающей промышленности, и если обрабатывающая промышленность США умирает, то сильно страдает средний класс, и разочарованные потом поддерживают Трампа. Таков итог большой деиндустриализации. Такой же процесс прошли за последних 25 лет и в Украине.
Когда говорят об успешном опыте сотрудничества Польши с МВФ в контексте того, что и Украине нужно равняться на польский опыт, то следует помнить, отмечает экономист, что Польша вступила в ЕС в 2004 году, и уже сейчас ЕС недоволен тем, что там происходит. Польша действительно делает все относительно неплохо, но при этом как можно было услышать на Киевском форуме, они недовольны своей «шоковой терапией». Но также верно, что Польша получила больше помощи, у нее были экспортные возможности ЕС, а у Украины, как и других преимуществ. Так что нужно забывать о подражании Польше, которая имела окно возможности попасть в ЕС, а теперь это окно закрыто. Украина большая страна с более чем 40 миллионами жителей это очень большой рынок и необходимо заново выстраивать свой собственный производственный потенциал.
В одном из своих интервью ранее Райнерт посоветовал Украине договориться с ЕС о дешевых деньгах на восстановление производственного потенциала, и тогда Европа не узнает, что такое миграция из Украины, и к тому же Украина не станет для России «легкой добычей». В этом смысле экономист подтверждает, что с его точки зрения Западу следовало бы поступить с Украиной также как с рядом европейских и мировых государств, которых Запад решил ввести в «пояс» богатых стран и не допустить там продвижение коммунизма. После второй мировой войны, когда коммунистические идеи активно продвигались по миру, был предложен план Маршалла по реиндустриализации Западной Европы, и индустриализации Турции, Тайваня, Южной Кореи. Эта стратегия позволила сделать людей богатыми, и тем самым продвижение коммунистических идей было остановлено. Так что, по мнению экономиста, ЕС стоило бы вернуться назад в период экономической мудрости, чтобы понять, что лучший способ спасти Украину от России это провести реиндустриализацию. И сейчас ЕС допускает в отношении Украины исторического масштаба ошибку, из чего Райнерт делает вывод, что в Евросоюзе не осталось искусного управления, только мелкая бюрократия.
Украина в последние годы теряет так называемые «традиционные рынки», то есть рынки таких стран, как и Россия и других стран СНГ. Существовали надежды, что новые рынки будут найдены в Евросоюзе, но это пока не оправдалось. Говоря о возможностях более широкой торговли с ЕС Райнерт отметил, что Украине следует осознавать, что она это большой рынок с серьезными промышленными традициями. Поэтому нужно прекратить торговлю пшеницей по 120 евро за тонну, а потом покупать за рубежом спагетти по тысяче евро за тонну. Нужно выпускать свои спагетти, трудоустроить людей и уменьшить торговый дефицит. Это реальная стратегия. Сложно было бы что-то делать, если бы в стране был миллион населения, как в Латвии, но у Украины больше 40 миллионов человек, и она достаточно большая для развития всех видов промышленности, продукция которой может поставляться на внутренний рынок. Если Евросоюз не предлагает более выгодную сделку в рамках Соглашения о ЗСТ, то нужно выстраивать более сильную промышленную политику, и ЕС со временем поймет, что это и в их интересах тоже.