Сегодня вооруженные действия России против Беларуси не кажутся многим реалистичными в перспективе, однако предсказать особенности поведения загоняемого в тупик путинского политического режима весьма сложно, невозможно почти. Об этом 18 октября рассуждает методолог и философ Владимир Мацкевич на страницах ресурса «ЕвроБеларусь».
Закончилась война нефтегазовая, одна из серии ей подобных.
Официальным Минском вроде бы одержана победа: он добился процесса возобновления отгрузки Россией нефти в прежнем объеме (пять миллионов тонн в последнем квартале текущего года) и получил скидки на российский природный газ. Однако не окажется ли пирровой такая победа?
Никакие конфликты среди «союзников» не создают доверительной атмосферы, равно как не укрепляют супружеские ссоры состояние семейных уз. Беларусь дразнит неким образом слабеющего русского медведя, загоняемого неспешно, но верно мировым сообществом в угол. Чем может это обернуться для Минска?
По окончании еще одной российско-белорусской войны, нефтегазовой, проделан один еще шажок к примирению или ухудшению взаимных отношений двух стран?
На этот вопрос Владимир Мацкевич отвечает, что заканчиваются войны, а проблемы порой продолжают оставаться, как и в обсуждаемом сейчас случае. Отличительная сегодняшняя черта от минувших войн заключается в том, что уже это проблема и Российской Федерации, не только Синеокой. Поэтому, мол, еще все впереди.
Похоже, сторонами достигнуто такое положение дел, при котором Кремль не может уже спонсировать проявления политической лояльности, а Минск не хочет больше ее бесплатно демонстрировать. Какие механизмы взаимодействия придут на смену схемам по принципу «нефть на поцелуи в обмен?».
По мнению методолога, новый режим или механизм взаимоотношений России и Беларуси просматривается давно. Это есть подход с умеренным прагматизмом, или то, что называют «реал политик».
Всегда прагматизм в торговле проявляется – то в более резком виде, то в менее резком. Это похоже на восточный базар: двумя торгующимися называется нереалистичная цена, а затем ищется долго-долго компромисс.
Откуда берутся нереалистичные цены? Из несовершенства рыночной деятельности. Между Российской Федерацией и Беларусью нет до сих пор нормальных в рыночном смысле отношений; торгуют они, обмениваются финансами, товарами, имеют общие проекты в так называемом союзном государстве. Однако это не рынок цивилизованный, это есть проявление полубартерных, очень примитивных, компенсаторных схем, связанных с дырами в законодательных таможенных нормах, с поиском ответов на санкции, вводимые то в отношении Минска, то в отношении Москвы. Соответственно, торговля Беларуси и России превращается либо в примитивный натуральный обмен, либо во взаимные дотации, латание дыр, а временами перерастает откровенно в контрабанду, воровство и коррупцию. Пока Кремль не готов к переходу на язык прямых военных угроз, к аннексии, то вынужден он терпеть Лукашенко в Беларуси. Ведь ему нет какой-либо альтернативы для Москвы.
Официальный Минск дразнит слабеющего русского медведя
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.