Российские и иностранные эксперты активно обсуждают появившуюся в прессе информацию о возвращении в Россию родственников чиновников высшего звена. По мнению Ивана Преображенского, известие это является попыткой определить отношение общества к возможному дальнейшему закрытию границы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, в своей публикации пишет, что проживающие за границей дети и родители чиновников и сотрудников российских госкорпораций пока могут не переживать о предстоящем переезде. На данном этапе, по мнению обозревателя, эти люди родине не нужны. Российское руководство даже не знает, что делать с людьми, которые долгое время пробыли за границей.
Тысячи людей, родственники которых занимают в России высокие должности, за время проживания в других странах успели потерять специфический «национальный код». Если подобные граждане вдруг массово пожелают возвращаться в Россию, кремлевским чиновникам придется думать, что с ними делать. Тем не менее нельзя считать появление соответствующей публикации в интернет-издании znak.com случайностью. Скорее всего, Кремль пытается напугать население не случайно, проект возможного «закрытия» страны остается в сфере внимания российских властей.
В начале октября на страницах вышеуказанного издания появилась информация о том, что чиновникам федерального и регионального уровня, а также сотрудникам государственных корпораций дано негласное распоряжение. Согласно информации журналистов, чиновникам и госслужащим «посоветовали» вернуть на родину детей и родителей, если родственники учатся или постоянно проживают за границей.
Социальные сети мгновенно отреагировали на информацию. Как и в большинстве случаев, когда обсуждается резонансное известие, мнения пользователей разделились. Вполне ожидаемо информация вызвала тревожные предположения, что речь идет об очередном шаге, который приближает страну к войне – холодной или «горячей». Требование о возвращении родственников объяснили тем, что близкие люди могут быть заложниками, с помощью которых Запад попытается давить на российскую власть.
Информацию опроверг Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, старшая дочь которого еще недавно проживала во Франции. Казалось бы, после опровержения история должна была сойти на нет, но потерять интерес к известию вряд ли могло российское общество. Официальным сообщениям в России почти никто не доверяет. С другой стороны, представитель президента не станет комментировать безосновательные слухи.
Судя по всему, именно на внимание региональных элит был нацелен информационный вброс. После появления информации в прессе следует ожидать реакции со стороны граждан, которая является главным интересом для Москвы. Вполне возможно, что вчерашних студентов Гарварда и Кембриджа начнут переводить в МГУ и МГИМО. Не исключено также, что родители иностранных студентов будут писать заявление об уходе с должности «по семейным обстоятельствам».
В советское время одним из обязательных пунктов в анкете для чиновника был вопрос о наличии родственников за рубежом. Вполне вероятно, что по реакции современных госслужащих Кремль будет определять оптимальный способ дальнейших действий. Уже сейчас от полицейских можно услышать жалобы на то, что начальство не разрешило навестить дочку, проходящую обучение в одной из европейских стран. Загранпаспорт правоохранителя даже не находился в сейфе у руководства, простого обещания быть уволенным оказалось достаточно, чтобы отец отказался от поездки.
Невыездных людей в России много.
Описанный Преображенским полицейский является далеко не единственным человеком, лишенным возможности выезжать за границу. По разным оценкам, в России таких людей есть от 4 до 6 миллионов человек:
- сотрудники спецслужб могут пересекать границу даже со стороны Беларуси исключительно после получения прямого распоряжения начальства;
- госслужащие теоретически могут свободно выезжать куда угодно, но прогневить начальство боятся;
- некоторые граждане не могут выехать по причине запрета службы судебных приставов, поскольку совершенно случайно не исключены из списка должников, как случилось с адвокатом Марком Фейгиным;
- немногочисленная категория россиян, связанных с политикой, которые пребывают под подпиской о невыезде.
Формально разного рода лоялисты должны вернуться в Россию и забыть об учебе или жизни за границей. Родина всячески старается усложнить жизнь тем, кто пока не вернулся. Выехавшие за границу граждане не могут избавиться от статуса «валютных резидентов». Они вынуждены доплачивать налоги, денежные операции могут проводить только с использованием российских счетов и отчитываются перед налоговой за счета в иностранных банках. Кроме того, граждане уведомляют российские власти о выдаче правительством другой страны вида на жительство.
От всех сопутствующих сложностей российские граждане могут избавиться после возвращения на родину. Но на практике возвращаться родственники чиновников не спешат. Дело в том, что правящий класс, которому неплохо живется сейчас, слабо верит в лучшее будущее своей страны. Деньги и дети российских чиновников, как правило, находятся за границей, Кремлю волей-неволей приходится считаться с этим.
Просто запретить учебу и жизнь за границей для родственников чиновников Москва не может, поскольку рискует лишиться поддержки. Поэтому постепенно правящий класс приучает население к мысли о закрытых границах. Окончательно перекрыть границу можно будет лишь тогда, когда самые влиятельное россияне поверят, что «железный занавес» опускается для их защиты. Не исключено, что именно тогда Кремль заговорит о необходимости введения выездных виз.