Сведения о том, что Соединенные Штаты Америки хотят (или уже начали) вывоз из принадлежавшей им турецкой военной базы «Инджирлик» ядерных боеприпасов, а также о разворачивании официальной Анкарой масштабной программы по строительству ядерных реакторов, чтобы развивать ядерную энергетику, породили немало мыслей. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росблат».
Так, вполне вероятно, что Анкара начала серьезную подготовку к присоединению к «ядерному клубу» - турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в свое время сделал определенный намек о подобных амбициях возглавляемого им государства. Нужно отметить, что Вашингтон не доверяет Эрдогану, а Турция, в свою очередь, давно стремится идти по пятам Ирана и в целом хочет играть основную роль, по крайней мере в ближневосточном регионе.
Впрочем, намерение присоединиться к легитимному или теневому «ядерному клубу» не такое уже недостижимое, как некоторые могут думать. В соответствии с имеющейся официальной информацией, на сегодняшний день ядерным оружием располагают Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки Франция, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, КНДР и Израиль. Помимо этого, на территории некоторых стран — членов НАТО, в том числе и Турции, есть американское ядерное оружие. Его эти страны могут использовать в не мирное время — само собой, если согласие на это дадут «хозяева». Однако, из перечня американских «доверенных лиц» Турция выпала, в связи с чем Анкара может задуматься о создании собственного ядерного оружия, которым, согласно неофициальным данным, уже располагают некоторые государства не ядерного клуба, или же у них есть реальная возможность завладеть им.
В частности, имеются в виду государства Ближнего Востока - этот регион считается едва ли не наиболее конфликтным в мире.
По сегодняшний день принято считать, что потенциально Иран очень близок к разработке ядерного оружия, что может нарушить баланс сил не только в ближневосточном регионе, но и во всех уголках мира. Вместе с тем мало внимания обращается на ядерный потенциал Израиля и а также на турецкие ядерные боеголовки, так как первое государство - союзник Вашингтона, а второе — членом НАТО. О своих планах завладеть ядерным оружием — в частности, из Пакистана — заявила и Саудовская Аравия. Но на такую угрозу Запад, по понятным причинам, тоже смотрит сквозь пальцы.
Получатся, что баланс сил в регионе все-таки нарушился или сильно приблизился к этому. Поэтому, что мешает турецкой стороне принять участие в гонке ядерных вооружений? Эта страна ведь также располагает большим ядерным потенциалом для получения ядерного оружия, оправдав это интересами безопасности своей страны.
С опорой на совокупные данные различных военных экспертов, в том числе и западных, следует отметить, что в связи с действиями США на территории Турции расположены свыше 50 атомных бомб B 61, и это уже может быть расценено как превращение этой страны в ядерную державу.
Как бы там ни было, факт наличия бомб не может говорить, хотя при условии их модернизации, «просто бомба» может стать весьма опасными оружием массового уничтожения, имеющим высокую точность наведения. Помимо этого, эксперты отмечают, что в минувшем году Турция осуществила модернизацию 117 боевых самолетов F16, таким образом, что они стали пригодными для оснащения ядерным оружием. В конце концов, Турция может попросить об «услуге» Израиль или Саудовскую Аравию.
До тех пор, пока Барак Обама остается на должности американского президента, вряд ли такой сценарий станет возможным. Очень скоро в Белом доме вместо него начнет управлять Клинтон или Трамп, и как тогда будут развиваться события – вопрос серьезный. Немало зависит от того, как сложатся отношения Эрдогана с новым американским лидером.
Стоит отметить, что о таком случае в Турции думали, и достаточно долго. Еще два года назад издание Die Welt сообщало, что Федеральная разведка Германии серьезно наблюдает за Турцией, так как на Эрдогану упали подозрения в стремлении вооружить свою страну ядерным оружием — конечно, под прикрытием мирной атомной программы и необходимости наращивания выработки электроэнергии. В этой ситуации полезно отметить, Анкара еще пять лет назад подписала договор с российским «Росатомом» на строительство огромного реакторного комплекса стоимостью в 15 миллиардов долларов. Несколько позже и на несколько большую сумму аналогичное соглашение было подписано и с японско-французским консорциумом.
Однако, по версии немецкого издания, все дело не в самих контрактах, а в том, что в них содержится. А точнее, Анкара не согласилась на вывоз отработанного топлива из страны, отложив решение этого вопроса на «потом». А это приводит к мысли, что она хочет получить собственное ядерное оружие, плутониевую бомбу, чего можно добиться при помощи работы АЭС. По неофициальной информации, Эрдоган дал распоряжение о создании установок для обогащения урана целых шесть лет назад. К тому же, ходят слухи, что у Турции уже есть соответствующие центрифуги, которые ей якобы передал Пакистан. К этому стоит добавить, что примерно в указанный выше период Турция начала проводить испытания ракет повышенной дальности.