По словам первого президента Беларуси Станислава Шушкевича, Будапештский меморандум на самом деле не был полноценным договором. Более детально мнение Шушкевича относительно того, чем на самом деле является Будапештский меморандум, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Станислав Шушкевич, говоря в интервью изданию "Гордон" о своем отношении к событиям, произошедшим в Крыму в позапрошлом году, отметил, что в Федеральной службе безопасности работают очень хорошие аналитики, и это следует признать. Именно они подсказали президенту страны Владимиру Путину, что его популярность двигается вниз, стремясь едва ли не к нулю.
При этом в Российской Федерации царят такие настроения, при которых даже небольшая победа может в корне изменить сложившуюся ситуацию. Аналитикам ФСБ удалось найти такое место, где Россия могла переиграть доверчивых украинцев. Они подсказали, как можно предпринять акт агрессии, подав его таким образом, чтобы международная общественность не слишком сильно возмущалась по этому поводу. В итоге и был разработан спектакль с проведением в Крыму "референдума".
По мнению первого президента Беларуси, в ситуации с аннексией Крымского полуострова конечная цель была поставлена сразу, равно как и сразу был предложен метод оправдания. Помимо этого, российская разведка очень серьезно работала в украинских парламентских и в государственных структурах. На ответственных должностях в Украине работали люди, которые мало того, что были русскими, так еще и имевшие проимперские, пророссийские убеждения. России очень нужна была эта маленькая победа, и в конечном итоге она дала настолько хороший результат, что Владимир Путин снова стал популярным главой государства. При этом нынешний хозяин Кремля, по словам Шушкевича, изменил той концепции, в которой он в свое время клялся Борису Ельцину, став антиподом первого президента РФ.
Отвечая на вопрос, не предали ли Украину подписанты Будапештского меморандума, первый президент Беларуси подчеркнул, что здесь следует понимать – никаких договоров тогда подписано не было. Страны подписали меморандум, то есть декларацию о намерениях. Это ведь разные вещи – заключить договор и задекларировать свои намерения. В частности, соглашение о создании СНГ было подписано и ратифицировано вошедшими в данное союзное образование странами. Между тем в Будапештском меморандуме было просто высказано мнение руководителей государств о том, что гарантами безопасности Украины будут такие-то страны. При этом Будапештский меморандум не проводился ни через законодательство Соединенных Штатов Америки, ни через законодательство Великобритании. Поэтому здесь следует говорить только лишь о протоколе, о намерениях.
Шушкевич сожалеет, что страны-подписанты Будапештского меморандума повели себя пассивно.
Станислав Шушкевич отметил, что первый президент Украины Леонид Кравчук говорит о нарушении соглашения, однако пусть он не обижается, но никакого соглашения ведь на самом деле не было. Было только лишь заявление, меморандум. То, что этот меморандум так и не был доведен до соглашения, можно назвать ошибкой, допущенной доверчивыми людьми. Все это делалось по-советски, причем такая же ситуация была и с решениями, принятыми на саммитах СНГ. Там ведь было принято множество хороших решений, однако они так и остались декларациями, поскольку их не ратифицировали парламенты и не проводили через национальные законодательства. Если в постановлениях Совмина и ЦК КПСС нужно было выполнять все имевшиеся там пункты, то здесь речь идет только лишь о высказанных пожеланиях.
Шушкевич отметил, что лично он очень сожалеет из-за пассивного поведения стран, поставивших свои подписи под Будапештским меморандумом. Однако здесь не стоит забывать, что западным политикам очень непросто выступать с инициативой противостояния Российской Федерации военным способом. Все, кто выступит с такого рода предложением, рискуют остаться непереизбранными. Поэтому здесь следует заниматься поиском каких-то иных методов решения проблемы. Если же говорить о Будапештском меморандуме, то момент решения вопроса в этом формате уже упущен.
Отвечая на вопрос о том, возможно ли возвращение Крыма в состав Украины, Шушкевич напомнил, что Российская Федерация мобилизовала огромные суммы для того, чтобы крымчанам их жизнь показалась лучшей, чем при украинской власти. Скорее всего, Россия здесь до сих пор готова лезть из кожи вон. Если бы не сократился приток нефтедолларов, то кто его знает, как бы было сейчас. Человек, понимая, что может получать в 2 раза большую пенсию или зарплату, конечно же, захочет этого. В Крыму очень сложно искать великий украинский патриотизм. И это одна из самых главных проблем. При этом на полуострове есть еще и множество других проблем.
В 2014 году в Крыму был проведен какой-то "референдум" – значит, его следует считать незаконным. Необходимо проводить новое голосование, чтобы предыдущее считалось незаконным, или же денонсировать решения, принятые в 2014 году. Будет очень много недовольных – в Крыму ведь есть прикормленная Россией стойкая антиукраинская оппозиция. Вопрос с крымскими татарами очень запутан – Российская Федерация поступила с ними безжалостно. Между тем в РФ сегодня слова о том, что Крым – это украинский полуостров, являются едва ли не преступлением. Сегодня никто, наверное, не знает, как можно вернуть полуостров в состав Украины без крови.