Особенности устройства системы власти в России прокомментировал Гарри Каспаров. Он утверждает, что нынешний российский президент больше похож на «крестного отца», чем на диктатора, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
В настоящее время очевидным является рост напряженности в отношениях российского руководства с правительствами других стран. Явно увеличивается количество разногласий в отношениях Москвы с Вашингтоном и Брюсселем. С учетом этой тенденции некоторые аналитики говорят о возможном взятии Кремлем в заложники всех россиян с последующим повторением северокорейской ситуации.
С этими прогнозами не соглашается 13 чемпион мира по шахматам, российский оппозиционер Гарри Каспаров. Он констатирует, что никакие варианты развития событий нельзя исключать, а цена противостояния повышается с каждым днем промедления, когда речь идет о противодействии диктатурам, подобным российской. Опасность промедления хорошо известна из истории, но нельзя сказать наперед, насколько современные российские элиты готовы вступить в противоборство.
По мнению шахматиста, на современном этапе для России северокорейский вариант совершенно исключен. Между тем, если ситуация не изменится на протяжении нескольких следующих лет, зачистка пространства вполне может дойти до такого уровня, когда диктатор с легкостью расстреливает своих ближайших соратников, чтобы сохранить контроль. С другой стороны, Каспаров не считает российского президента хрестоматийным диктатором.
Каспаров полагает, что действующего российского лидера в большей степени можно считать не классическим диктатором, а крестным отцом, который возглавляет разветвленную мафиозную структуру. Любой глава мафии обязан соблюдать баланс, «крестный отец» является своеобразным позвоночником мафиозной структуры, который обязан оперативно реагировать на изменение ситуации.
Как и в любом другом случае с мафиозной сетью главарь находится при власти не потому, что его кто-то выбрал, а лишь по причине того, что может служить гарантией баланса. Выборы как таковые выступают некой формальностью. До тех пор, пока в России существует подобная система, нет смысла говорить о повторении северокорейского сценария. Поэтому Каспаров убежден, что жесткая позиция Запада в отношении России может привести к переменам гораздо раньше, чем можно предположить.
Россия может измениться только после крупного внешнеполитического поражения.
Прокомментировал оппозиционер также результаты недавних парламентских выборов, состоявшихся в России. Известно, что представители либеральной оппозиции принимали участие в избирательном процессе, что многими аналитиками оценивается как способ легитимизации Москвой аннексии Крыма в глазах Запада. Комментируя итоги выборов, Каспаров напоминает, что в Госдуму оппозиционные партии не попадали ни разу после вступления на президентскую должность действующего хозяина Кремля. Поэтому надежды оппозиционеров на то, что думские выборы могут оказать влияние на политическую ситуацию в стране, шахматист называет изначально беспочвенными предположениями.
Нередко российские лоббисты из числа западных политиков признают, что в России нет демократии, но выборы проходят, да и в остальном население все устраивает. Участие оппозиционных партий в нелегитимных выборах подтверждает официальную позицию Москвы о том, что аннексия Крыма поддерживается всеми слоями российского общества. Кроме того волей или неволей либералы позволили действующему российскому режиму работать над ослаблением кольца изоляции.
По утверждению Каспарова, учитывая исторический процесс, перемены в России могут произойти только в случае, когда режим потерпит серьезное внешнеполитическое поражение. Шахматист уточняет, что поражение вовсе не обязательно должно быть военным. В свое время вывод войск из Афганистана военной катастрофой не был, но стал символом ослабления империи. Оппозиционер полагает, что картина выхода советских войск в феврале 1989 года сначала вызвала ответную реакцию в Восточной Европе, которая затем распространилась на всю территорию Советского Союза.
Общеизвестно, что вывод войск является признаком слабости, потери прежней устойчивости империей и диктатурой. Этот сигнал позволяет населению вести себя более агрессивно по отношению к власти. В любом случае есть множество возможностей нанести внешнеполитическое поражение режиму. Однако Западу придется проявить политическую волю, продемонстрированную в свое время Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер.
Констатирует Каспаров, что на сегодняшний день предпосылки для появления политической воли созревают, но пока нужного потенциала на Западе нет. Еще одним важным моментом Каспаров считает соответствие действий, принимаемых для России, общей концепции противостояния путинскому режиму, формирующейся на Западе. Шахматист подчеркивает, что российский режим является угрозой для всего цивилизованного мира, доказательством этого он считает риторику о ядерной войне, звучащую из Москвы.
Эволюция российского режима, по словам Каспарова, привела страну от сравнительно мягкого авторитаризма в годы Ельцина и в первое время пребывания при власти Путина и до фактически фашистской диктатуры. На современном этапе можно видеть, что пропаганда в российском телеэфире на полном серьезе обсуждает сценарий мирового апокалипсиса. Это значит, что чем раньше окружающий мир осознает отсутствие эволюционных перспектив у режима, тем лучше будет в результате будущее.