В России ведется обсуждение выхода из очередного международного соглашения. Эксперты полагают, что риторика о СНВ-3 является для Москвы способом произвести впечатление на новую администрацию американского президента. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Вполне вероятно, что после утверждения Госдумой приостановки Соглашения об утилизации плутония Москва может рассмотреть перспективы выхода из Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Документ подписан в 2010 году в США. Парламентарий Андрей Исаев допустил, что Россия может выйти из других международных договоров, если в Москве будут рассматривать соглашения как препятствие укреплению обороноспособности. Также российское руководство оставляет за собой право на выход из соглашений, «превращенных партнерами в пустую бумажку».
Возможный выход России из СНВ-3 уже поддержали три фракции в составе Госдумы. Нужным это решение сочли КПРФ, ЛДПР и партия «Справедливая Россия». В экспертной среде между тем комментируют возможность дальнейшего разрушения созданной ранее системы международных договоров в области безопасности. Также аналитики рассматривают возможные последствия краха системы безопасности в ее современном виде.
Алексей Макаркин, вице-президент фонда «Центр политических технологий» считает, что слова депутатов о возможности выхода России из соглашения СНВ-3 являются игрой на обострение. Эксперт полагает, что российские депутаты с помощью подобной риторики пытаются отправить сигнал следующей американской администрации. Таким образом, в Москве допускают, что эта тема в случае ухудшения отношений между двумя странами может быть действительно поставлена на повестку дня.
На данном этапе, по мнению Макаркина, исполнительная власть в России еще имеет возможность дистанцироваться от обсуждения депутатов. Реальностью, судя по всему, выход из соглашения станет, если диалог между Москвой и Вашингтоном зайдет в тупик. Допускает эксперт подобный ход в случае, когда случается разрушение все системы стратегической безопасности. В настоящее время Москва отказалась только от своих обязательств по договору об оружейном плутонии, который можно считать периферийным. Кроме того, утратил для России актуальность договор о сотрудничестве в атомной сфере, который в принципе не выполнялся.
Обращает внимание политолог на то, что выход из СНВ-3, несомненно, является шагом более серьезным. Макаркин не исключает, что развитие событий возможно разное, но в ближайшее время вряд ли следует ожидать изменений в статусе этого договора. Аналитик констатирует, что если выход России из соглашения и произойдет то не сейчас, а при новой администрации американского президента.
Определил эксперт зависимость между договором и геополитической обстановкой. Он считает, что дальнейшая судьба соглашения зависит от того, сумеют ли Вашингтон и Москва договориться хотя бы по одному из современных геополитических кризисов – проблеме Украины или Сирии. Пока в этих конфликтах стороны занимают диаметрально противоположные позиции. Тем не менее в переход существующих конфликтов в Третью мировую войну Макаркин не верит. По убеждению эксперта, разговоры о выходе Москвы из СНВ-3 являются для Москвы средством давления и способом «показать себя более сумасшедшими, чем на самом деле».
В рамках выполнения СНВ-3 США и Россия взяли на себя обязательства по сокращению количества ядерных боезарядов до 1550 единиц. Также документ предусматривает ограничение количества межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, лимит составляет 700 единиц. Очевидно, что выход из соглашения станет причиной многолетней гонки вооружений в этой сфере. Пребывающая в состоянии рецессии Россия эту гонку не выдержит, в том числе по причине неготовности современного общества к мобилизации, аналогичной состоянию советских граждан перед Второй мировой войной и во время войны.
СНВ-3 помогает сохранять баланс между США и Россией – Андрей Окара.
Директор Центра Восточноевропейских исследований Андрей Окара согласен с точкой зрения коллеги и считает отказ от СНВ-3 «почти невероятным». Эксперт убежден, что все конфликтные вопросы, которые есть в отношениях между Москвой и Вашингтоном, вместе взятые не стоят возможной потери взаимопонимания по теме ядерного баланса. Известно, что российское и американское руководство занимают противоположные позиции по вопросу Крыма, Донбасса, Сирии и есть конфликт на фоне темы выборов в США. Тем не менее, существующие сложности по важности нельзя даже сравнить со стратегическим ядерным балансом. Напоминает политолог, что возможное применение ядерного оружия способно уничтожить человечество несколько десятков раз.
Сформированная ранее система договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений имеет большое значение. Окара убежден, что именно эта система в свое время служила неким фундаментом для сохранения стратегического баланса между СССР и США. Несмотря на разногласия между сторонами, друг против друга США и СССР ядерное оружие не применяли.
Вместе с тем политолог убежден, что приостановление Соглашения об использовании оружейного плутония носило скорее коммерческий характер. Комментируя действия Москвы в этом направлении, эксперт отмечает, что нет никакой реальной связи между СНВ-3 и оружейный плутонием. Поэтому очередные грозные заявления депутатов Окара призывает рассматривать как ядерный шантаж и пробный шар, своеобразный элемент сложной политической и дипломатической игры.
Кроме того, в заявлении в депутатов политолог видит стремление достичь собственных целей. Он напоминает, что новый состав Госдумы избран недавно и вполне возможно, что подобными воинственными заявлениями российские депутаты стремятся заработать бонусы для себя, угадать желания Кремля.