В настоящее время против Украины ведется гибридная война, которая не до конца изучена экспертами. Украинские и иностранные аналитики указывают на ряд важных для международной безопасности моментов гибридного противостояния. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Юрий Радковец, кандидат военных наук, доцент, вице-президент Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» сообщает, что аналитики из организации занимаются изучением всех деталей гибридной войны. В настоящее время неоднозначное противостояние ведется между Украиной и Россией, но далеко не все его моменты могут понять иностранцы. В выводах экспертов «Борисфен Интел» говорится о том, что стратегия подобной войны направлена в первую очередь против слабых мест Украины и Запада. Бороться против сильных сторон «гибридный агрессор» не желает.
Согласно большинству экспертных оценок война нового поколения отличается сочетанием в себе непоказательной, скрытой поддержки агрессором незаконных вооруженных формирований и его непосредственного, полноценного вмешательства на всех этапах ведение конфликта, иногда даже с элементами бравады. Гибридную войну так определяют эксперты американского исследовательского фонда «Потомак». В свое время отдельные аспекты стратегии можно было наблюдать в Чечне, Молдавии и Грузии, события в Украине стали для Москвы возможностью протестировать и усовершенствовать разработанную ранее методику.
Очевидно, что стратегия ведения «войн нового поколения» должна быть изучена, чтобы в дальнейшем стать основой развития сектора безопасности и обороны не только в отдельных странах, но и в коалициях нескольких государств. Фонд «Потомак» провел исследование под названием «Война нового поколения России», по итогам которого эксперты указали на самые важные военно-стратегические и оперативно-тактические уроки для американских военных.
Российско-украинский конфликт эксперты фонда называют наиболее масштабным в Европе после завершения Второй мировой войны. Проанализировав имеющиеся данные, аналитики сформулировали выводы, связанные с геополитическим аспектом «войны новой генерации». Они констатируют, что после распада Советского Союза Россия, нарушая действующие нормы и правила международного права, продолжила реализацию «гибридной политики» СССР по отношению к другим государствам и международным организациям.
В рамках этой политики в декабре прошлого года Госдума отменила приматы международного права, отраженные в национальном законодательстве государства. После этого решения Москва может «легитимно» не придерживаться взятых ранее на себя обязательств. Речь идет о положениях, закрепленных в международных договорах и соглашениях, подписанных и ратифицированных российской властью, а также имплементированных во внутреннее законодательство нормах и стандартах.
В соответствующем решении российской Госдумы указано, что Москва оставляет за собой право не выполнять требования международного законодательства, которые «противоречат национальным интересам». Между тем в рамках ведущейся Москвой «гибридной агрессии» против Украины на протяжении 2,5 года российское руководство игнорирует требования наднационального законодательства.
Особенности стратегии «гибридной войны».
События минувших 2,5 года дают возможность определить ряд особенностей во внешней политике современной России. Результаты «гибридной войны» против Украины показывают, что Москва применяет стратегию, элементы которой должны быть учтены при разработке глобальной политики безопасности в будущем:
- невыполнение Москвой международных договоров и соглашений, связанных с вопросами поддержания атмосферы безопасности в мире, сохранения государственности, защиты независимости стран и территориальной целостности суверенных государств. Соответствующие требования изложены в нескольких главах устава ООН и положениях Хельсинкского заключительного акта, подписанного в 1975 году. Кроме того, гарантии безопасности Украины указаны в Меморандуме о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (так называемый Будапештский меморандум, подписанный в декабре 1994 года).
Положения всех вышеуказанных документов своей агрессивной политикой в отношении Украины Россия нарушила. Результатом стала потеря Москвой международного авторитета и доверия, что не заставило российское руководство пересмотреть политику;
- нарушение Россией межгосударственных договоров и соглашений с Украиной, среди прочего регламентирующих вопросы безопасности. В 1997 году стороны подписали Соглашение о статусе и условиях размещения российского Черноморского флота на украинской территории, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года. Проигнорированы также российским руководством положения договора о межгосударственной границе. В итоге Москва потеряла международный авторитет и доверие со стороны стран СНГ;
- Россия не поддается влиянию международных глобальных и региональных институтов безопасности, в числе которых ООН, ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, СНГ. Это доказывает, что вмешательство этих организаций в конфликты между государствами недостаточно эффективно. Нередко институты безопасности не вмешиваются в противостояния, что не способствует укреплению их авторитета;
- Москва решает межгосударственные противоречия с помощью чрезмерного задействования военной силы, выходя за рамки сформированных механизмов безопасности. Характер классической вооруженной борьбы меняется процессе переноса внимания на ассиметричное применение военной силы неформальными вооруженными формированиями. Искривление происходит также по причине комплексного использования как военных, так и невоенных инструментов. В число последних входят политические, экономические, информационно-психологические методы.