Называя определенные действия актом агрессии, нужно быть готовым к началу войны в ответ на подобный акт. Как стало известно экспертам раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», об этом в своей статье для CNN написала Эми Зегарт, занимающая должность старшего сотрудника Центра по международной безопасности и сотрудничества в Стэнфордском университете.
Она отмечает, что уже в ноябре текущего года американцы выберут себе нового главу государства. Вполне очевидно, что не стоит ожидать значительного взлома компьютерных систем хакерами, из-за которого могли бы оказаться под сомнением результаты выборов либо пошатнуться вера в процессы демократии. Однако, уверена Зегарт, 9 ноября не удастся спокойно вздохнуть и заявить, что уже нет никакой опасности. На самом же деле, продолжила эксперт, все как раз только начинается, и выборы в нынешнем году только являются предвестниками новых атак, несущих в себе большую опасность.
«Руководителем национальной разведки Джеймсом Клэппером не так давно было озвучено то, о чем немало киберэкспертов давно подозревали. В частности, российские политики, занимающие достаточно высокие должности, были непосредственно причастны к взлому серверов Национального комитета Демократической партии и других сайтов, имеющих отношение к предвыборной кампании», – подчеркивает в своей статье Зегарт.
Также она добавила, что речь идет о первом случае, когда другое государство непосредственно вмешалось в президентские выборы в Соединенных Штатах Америки. Глава российского государства Владимир Путин намеревался испытать не только степень защищенности американских цифровых систем, но и давал свою оценку политическому ответу американской стороны, с целью понять, насколько далеко он способен зайти в распространении недоверия к краеугольному камню демократии: свободным и справедливым демократическим выборам.
«Есть немало экспертов, которые оценивают взлом серверов в качестве «акта агрессии», чтобы остановить россиян. Это звучит решительно. Но первое правило сдерживания – если вы называете что-либо актом агрессии, то должны быть готовы начать войну в ответ на такой акт», – предупреждает Зегарт.
Кроме того, она пояснила, что назвать действие неприемлемым, а потом просто смириться с ним было бы равнозначно ослаблению авторитета Соединенных Штатов Америки во всех сферах деятельности. Совершенно не зря в Пентагоне стараются избегать такой риторики: остается неясно, сработает ли киберэскалация и куда она заведет. Достаточно много кибервооружений могут быть использованы всего один раз, и сразу после их запуска применены никак не в пользу тех, кто из создал.
«Процесс перехода из киберсферы в реальный мир может обернуться еще большей неопределенностью. Что если наш ответ на эти взломы будет состоять в военных ударах? К каким действиям может прибегнуть противник? Продвижение по лестнице эскалации является опасным и имеет сомнительные перспективы», – считает автор.
По ее глубокому убеждению, наиболее оптимальной стратегией для официального Вашингтона станет сдерживание за счет игнорирования: необходимо сделать так, чтобы российские хакерские атаки не смогли достичь своей цели и не повлияли ни на исход выборов, ни на веру в демократию.
«И, в конце концов, правительству Соединенных Штатов нужно приступить к указанию виновников нарушений, связанных с выборами. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. На протяжении многих месяцев роль в атаках российского правительства была секретом Полишинеля в Вашингтоне; все это знали, но Белый дом отказывался озвучивать. Это посылает неправильные сигналы, так как ободряет преступников», – говорит Зегарт.
«Итоговая цель хакерских атак – изменить то, как мы думаем о себе и нашем правительстве. Если мы не сможем решиться на согласованные действия сейчас, выборы 2016 года окажутся предупреждением, на которое никто не обращал внимания», - делает вывод автор статьи.
По мнению версии издания The New York Times, после того как Белый дом в официальном заявлении предъявил обвинения России в том, что она с помощью хакерских атак совершает попытку повлиять на выборы американского президента, пришло время призадуматься над ответом на эти действия. С одной стороны, в данном случае нет ничего сложного – достаточно просто поручить американским «кибервойскам» забросить несколько вирусов в компьютерную сеть Кремля.
По утверждению американского руководства, с чисто технической точки зрения, здесь действительно нет ничего сложного. Но если все расценивать с позиции именно стратегии или политики, то выбор нанесения ответного контрудара становится не такой уж и простой задачей. У президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы есть сразу несколько возможных вариантов ответных действий.
Можно, например, просто публично отругать Российскую Федерацию, как это уже было недавно сделано. Кроме того, Вашингтон может дать очень жесткий ответ введя против РФ новые экономические санкции. Соединенные Штаты уже отвечали таким образом на кибератаку, когда Северная Корея атаковала компьютеры компании Sony Pictures Entertainment, снявшей комедийный фильм о лидере КНДР Ким Чен Ыне.