У Российской Федерации, как бы ни старалась она, отсутствуют, по мнению многих экспертов, действенные способы нанесения ущерба Европейскому Союзу и Соединенным Штатам в качестве мести за введенные ими антироссийские санкции. Об этом 27 октября рассуждает Александр Желенин в «Росбалте».
Свою статью Желенин показательно назвал «Несимметричной брешью».
Шагов в вопросе ответных антизападных мер от Кремля, дескать, можно ждать самых разных, однако эффект от них будет минимальным. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что не зря в этой связи заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым на днях было заявлено о разработке Москвой «серии мероприятий» для «несимметричных ответов» Вашингтону.
Свое заявление господин Рябков сделал после сообщений вашигтонского Белого дома про обсуждение Соединенными Штатами совместно с европейскими своими партнерами возможности ввода новых антикремлевских санкций в ответ на действия Москвы в Сирии. Обозревателем «Росбалта» были опрошены на сей счет несколько экспертов, чтобы те высказали собственное мнение о неиспользованных Россией способах давления на западное сообщество.
По мнению профессора в Высшей школе экономики Николая Петрова, разговор, скорее всего, ведется про выход РФ из соглашений, подписанных в свое время с США.
Помимо, дескать, соглашения об оружейном плутонии, чье действие приостановлено уже президентом РФ Владимиром Путиным, существует еще, к примеру, и договор о ракетах малой и средней дальности (РМСД), и так далее.
Петров указывает на то, что такая логика еще со времени «списка Магнитского» продолжается. Для нанесения морального ущерба противнику Кремль готов к принятию каких-то решений, понимая при этом, что вовсе не обязательно они окажутся эффективными и выгодными для россиян, а часто даже, наоборот, повлекут довольно болезненные последствия.
Николай напомнил, что целый ряд соглашений с Вашингтоном, ограничивающих стратегические вооружения, истекает в скором времени, «и дальше Москва может заявлять, что по окончании действия тех или иных договоров она из них выходит».
Этот аналитик в то же время полагает, что наблюдаемое сегодня проявление некоего ужесточения кремлевской позиции есть в действительности какой-то «предпродажной подготовкой». По прогнозу Петрова, до конца текущего года «Кремлем будут предприняты какие-либо маневры с целью улучшения отношений с западными странами и выходу из существующего ныне режима антироссийских санкций, но таким образом, чтобы выглядело это не как проявления слабости, но, наоборот, как очередные победы Путина».
В соответствии с предположениями вице-президента «Центра политтехнологий» Алексея Макаркина, «несимметричными» мерами может быть все что угодно. Когда, к примеру, в США запустили юридическое действие «закона Магнитского», не думал никто, что ответная мера РФ проявится в запрете американцам усыновлять российских детей. Когда европейцами были введены санкции по отношению к компаниям России и ее политикам, ответом оказались контрсанкции в форме запрета экспортирования из Европы того или иного вида продуктов.
Вместе с тем, по словам Макаркина, имеются сферы, у которых наименьшая вероятность быть затронутыми ответными санкционными действиями. Похоже, что к договору по ограничению вооружений стратегического назначения осторожно отнесутся, так как демонтаж системы стратегической оборонной стабильности вызывает все-таки опасения и в Москве.
С другой стороны, если накал конфронтации Российской Федерации с Западом еще более возрастет, то необходимо, согласно предостережения Алексея, быть уже готовым к любой неожиданности. В частности, правительством России могут быть введены какие-либо ограничения иностранным инвесторам. Если в 90-е годы 20-го века инвестиционную привлекательность считали в Москве приоритетом, то теперь, по едкому замечанию Алексея, инвесторы рассматриваются как некие угрозы, как люди, которые могут узнать тот или иной секретный план в Кремля.
Макаркин напомнил также, что некоторыми представителями российской кинематографии давно лоббируется введение ряда барьеров для голливудской продукции на рынке России. По его мнению, при новом обострении американо-российских отношений похожие ограничения могут действительно быть претворены в жизнь.
По оценкам члена научного совета в московском Центре Карнеги Алексея Малашенко, московские возможности в плане мер ответа на новые вашингтонские и брюссельские санкции очень ограничены. Экономические угрозы со стороны РФ относительно США приведут к совершенно ничтожным последствиям, учитывая незначительные объемы торговли двух государств. Запрет на въезд официальных каких-то лиц из-за океана в Россию вводился уже и ни привел ни к чему.
Выход Российской Федерации из договоров ограничения вооружений стратегического назначения принесет выгоды только военно-промышленным кругам в России и на Западе. В таком случае, со слов Малашенко, будет дан старт новой гонке вооружений «при заведомом проигрыше РФ, поскольку по объему своего ВВП лидируют американцы в мире, а россияне находятся лишь на двенадцатом месте». Так что Кремль, как заключает член научного совета в московском Центре Карнеги, антизападными санкциями "не сможет ущерб нанести Америке, как бы он ни старался".
У России нет возможностей достойно ответить на санкции Запада
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.