По словам экспертов, у Российской Федерации в настоящее время не хватает политических и технических инструментов для того, чтобы отказаться от транзита своего газа в Европу через территорию Украины. Более детально мнение экспертов относительно того, почему РФ не готова к отказу от транзита своего "голубого топлива" через украинскую территорию, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Россия, как отмечает издание "Сегодня", продолжает форсировать реализацию проектов по прокладке газопроводов в обход украинской территории. Недавно в Стамбуле РФ и Турция подписали межправительственное соглашение о строительстве одного из таких газопроводов – "Турецкого потока". Ввести трубу в эксплуатацию планируют к концу 2019 года. Кроме того, примерно в это же время планируется завершение прокладки 3-й и 4-й ниток газопровода "Северный поток". Между тем именно в 2019 году истекает срок 10-летнего российско-украинского соглашения о транзите природного газа.
Из-за данного совпадения многие европейские комментаторы уже начали осторожно замечать, что Москва так торопиться со строительством новых газопроводов из-за своего желания полностью отказаться от транзита топлива через территорию Украины. Такой шаг, в свою очередь, развяжет руки Кремлю для дальнейшего раскачивания ситуации в соседней стране, поскольку угроза с возможными перебоями транзита газа будет исключена. Впрочем, украинские эксперты смотрят на данные перспективы более скептично.
В частности, Михаил Гончар, возглавляющий Центр глобалистики "Стратегия ХХ", полагает, что у Российской Федерации нет возможностей выйти на мощности, необходимые для полного отказа от транзита газа через Украину. При этом он напомнил, что с "Турецким потоком" проблемы были еще до того, как Турция сбила российский самолет. Турецкая сторона требовала от РФ большей скидки на "голубое топливо", чем готова была предоставить Москва.
Теперь Анкара, стремясь восстановить экономические отношения с Российской Федерацией, и зная, что "Турецкий поток" является особым интересом президента РФ Владимира Путина, пошла на подписание рамочного соглашения. Однако данный проект вступает в противоречие с планами Турции поставлять в страны Европейского Союза природный газ не только из России, но и из других стран – Азербайджана и Туркменистана. Данные противоречия пока делают реализацию проекта "Турецкий поток", образно говоря", виртуальной. Понять, насколько серьезно настроены его участники, можно будет только лишь спустя несколько месяцев.
Есть сомнения в том, что Москва получит согласие ЕС на строительство новых ниток "Северного потока" – Магда.
Евгений Магда, являющийся исполнительным директором Центра общественных отношений, согласен с тем, что на самом деле с реализацией проекта "Турецкий поток" не все так гладко, как кажется. Он полагает, что Турция в последний момент вспомнила, что она является стратегическим партнером Украины, а по своей мощности этот трубопровод точно будет уступать украинской ГТС.
Кроме того, Магда считает, что есть серьезные сомнения и относительно окончательного согласия Европейского союза на строительство новых ниток "Северного потока". Восточноевропейские страны очень хорошо понимают, что Российская Федерация использует природный газ в качестве политического оружия, и поэтому здесь они выступают против реализации данного проекта, действуя в консолидации с Украиной.
По словам Михаила Гончара, несмотря на все усилия российской стороны, пытающейся повлиять на европейских политиков, главным союзником Украины здесь является Словакия, которая также опасается утратить свой статус транзитера топлива из РФ в страны Евросоюза.
Впрочем, даже если Кремлю и удастся преодолеть все существующие сегодня политические преграды, чисто технические сложности никуда не денутся. Между тем они сделают невозможным своевременную реализацию всех этих проектов. Гончар объяснил, что даже если реализация проектов идет по плану, то они никогда не вводятся в эксплуатацию в намеченные сроки. Ранее так было с "Северным потоком" – этот газопровод заработал с 2-летним опозданием. Поэтому если события будут развиваться даже по оптимистическому для РФ сценарию, то на необходимые мощности получится выйти не ранее 2022 года. По мнению эксперта, только тогда Россия действительно сможет полностью отказаться от транзита своего топлива через украинскую территорию.
Если задумка Москвы будет реализована на практике, то через Украину российский газ в европейские страны будет поставляться только лишь в зимний период. Эксперты полагают, что такой вариант позволит Российской Федерации делать формальные заявления о сохранении транзита газа через Украину, тогда как на самом деле транзитные поставки в Европу по этому маршруту практически прекратятся.
Гончар подчеркнул, что в случае существенного сокращения объемов транзита, условные 15 миллиардов кубометров при мощности ГТС в 150 миллиардов будут просто невыгодны для Украины, поскольку это ниже уровня экономической целесообразности. В таком случае украинская сторона будет вынуждена консервировать часть своей ГТС, и содержать ее – а это расходы, причем, немалые.