Согласно экспертным оценкам, в настоящее время Россия и США переживают вторую «холодную войну». Судя по предпосылкам, второй этап масштабной напряженности может оказаться опаснее первого. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Уже завтра рядовые американцы определят на выборах следующего президента. На протяжении всего времени предвыборной кампании неизменно в центре внимания прессы и кандидатов на главную должность страны находилась российская тема. Изучающие Россию эксперты полагают, что сейчас Москва и Вашингтон находятся в состоянии «холодной войны» повторно. По мнению экспертов, вне зависимости от того, кто станет следующим американским президентом, нет смысла рассчитывать на улучшение отношения между Россией и США.
Детально российско-американские отношения на современном этапе развития представители экспертной среды обсуждали в рамках дискуссии, состоявшейся днями в нью-йоркском Совете по международным отношениям. Проведенная дискуссия оказалась довольно острой, ее участники представили широкий спектр мнений и оценок американо-российских отношений, а также озвучили собственные прогнозы.
По оценкам экспертов, вторая «холодная война» между Россией и США может оказаться более опасной, чем первая. На самом деле за прошедшее время стороны потеряли уважение друг другу и не владеют стратегическим видением сложившейся ситуации. Роберт Легволд профессор Колумбийского университета по этому поводу отмечает, что современные российско-американские отношения напоминают игру без правил. Кроме того аналитики констатируют рост риска перехода конфликта в стадию вооруженного противостояния.
Говоря о Сирии, профессор Легволд обращает внимание на то, что впервые после Корейской войны военно-воздушные силы США и России действуют в одном пространстве, оказывая поддержку противоборствующим сторонам. Немногие, по мнению эксперта, с достаточным интересом наблюдают за тем, что в российско-американских отношениях одновременно происходят два процесса. Уточняет Легволд, что ремилитаризация отношений между Вашингтоном и Москвой сопровождается восстановлением и ремилитаризацией центрального фронта на европейском континенте.
Что стало яблоком раздора?
Ожидаемо в рамках дискуссии эксперты озвучили свои мнения о причинах ухудшения российско-американских отношений. По-разному профильные специалисты дают ответ на вопрос о виновнике начала новой «холодной войны». Стивен Коэн, профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетов, за которым в последнее время закрепилось реноме «апологета Путина», возлагает ответственность на США.
Размещение вдоль российской границы «зоны безопасности» Коэн считает сложившимся исторически фактом. Он убежден, что Вашингтон нарушил презумпцию, что и привело к дальнейшей напряженности. Профессор признает, что право России на формирование «зоны безопасности» можно поддать сомнению, но тогда следует оспорить и интересы безопасности на государственной границе. По утверждению профессора, действия США исходят именно из тезиса о необходимости отказа от интересов безопасности в приграничном регионе.
Роберт Легволд возлагает ответственность одновременно на две стороны. Он объяснил, что причина напряженности заключается в поиске проблем Москвой и Вашингтоном друг в друге. По словам профессора, российское и американское руководство не просто констатируют проблему друг в друге, но определяют ее источником политическую систему противоположной стороны конфликта.
Несколько по-другому смотрит на причины конфликта бывшая сотрудница американской разведки Фиона Хилл, которая сейчас возглавляет Центр США и Европы в вашингтонском Институте Брукингса. Главной причиной она называет теперешнего российского президента и подчеркивает, что против США Путин использует методы и инструменты борьбы, которые другие лидеры не позволяют себе применять.
Вполне ожидаемо подход Фионы Хилл Стивен Коэн называет «демонизацией» действующего российского президента Западом. Эксперт убежден, что именно этот прием активно использовала в ходе своей предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Коэн подчеркнул, что не является сторонником Дональда Трампа, но обвинил кандидата от демократов в «маккартизме». Ссылаясь на собственный опыт, эксперт сообщил, что вне зависимости от того, кто станет следующим американским президентом, применение подобной тактики значительно усложнит для Вашингтона реализацию рационального дискурса в отношениях с Москвой.
Фиона Хилл частично соглашается с критикой коллеги, но не видит оснований говорить о демонизации Путина. По ее мнению, российской теме в целом и президенту Путину в частности в рамках американской предвыборной кампании действительно не следовало уделять так много внимания. То, что кандидаты сосредоточились на одной личности, Хилл считает ошибочной тактикой. Тем не менее необходимым условием нормализации российско-американских отношений эксперт определяет смену власти в России.
Стивен Сестанович, который в годы президентства Билла Клинтона занимал должность спецпосланника США по делам постсоветского пространства, в настроениях дипломатической элиты разбирается хорошо и с определенной долей скепсиса смотрит на перспективы российско-американских отношений. Он отмечает, что сейчас политическая элита сомневается в целесообразности доверия российскому лидеру.
Подчеркивает Сестанович, что ведущие политики в Вашингтоне потеряли уверенность в том, что российская власть заинтересована в практических решениях, воспринимавшуюся ранее как должное. Судя по всему, Москва и Вашингтон вступили в период, когда сама природа отношений между двумя государствами подвергается пересмотру.