В преддверии президентских выборов в США особенности американской избирательной системы описал Дмитрий Орешкин. Он утверждает, что механизм проведения выборов сильно отличает США от России. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Эхо Москвы».
В публикации своего блога российский политолог Дмитрий Орешкин рассказал об особенностях устройства американского государства, которые хорошо иллюстрирует механизм проведения выборов. Он пишет, что США являются реальной федерацией, внутри которой центр имеет довольно скромный набор полномочий. Суть государственного устройства хорошо отображается в названии страны – отдельные штаты, которые соединены между собой. Вместе отдельные небольшие государства держит выгода и удобство.
Единого президента также выбирают все 50 штатов. В определенный момент небольшие условные государства проводят избирательные кампании и формируют общую Коллегию выборщиков. После этого члены Коллегии, руководствуясь информацией от конкретных штатов, выбирают президента. В процессе принимают участие 50 равноправных, но неравновесных политических субъектов, в каждом из которых выбирают депутатов. Количество депутатов пропорционально численности избирателей в отдельном штате. В дополнение ко всему, каждому штату вне зависимости от населенности, предоставляются еще два депутатских мандата от Сената.
Самой многочисленной является делегация от штата Калифорния, который в Коллегии представлен 55 голосами. Техас представляют 38 выборщиков, у маленьких штатов всего по 3 депутатских мандата. В Коллегии выборщиков в общей сложности 538 голосов. Для победы в президентских выборах кандидату следует набрать больше половины голосов, необходимый минимум поддержки – 270 голосов. Наличие императивного мандата не дает членам Коллегии права на свободный выбор – они голосуют так, как решили жители штата. Вне зависимости от количества кандидатов в избирательном бюллетене выборщики поддерживают только одного претендента, получившего большинство голосов в штате.
Со стороны такой механизм выглядит несколько странным, но ближайшее рассмотрение показывает ряд интересных деталей:
- в Коллегии выборщиков исключена коррупция, делегаты они только передают волю своего штата. Публичный политик, избранный в Коллегию, не может позволить себе, запятнать репутацию;
- процедуру можно назвать предельно простой и прозрачной;
- возможность фальсификации сведена к минимуму. За фальсификацию результатов выборов в США предусмотрено уголовное наказание.
146 процентов в США не наберет никто.
Если на предстоящих выборах в штате Калифорния победит Хиллари Клинтон, то все 55 выборщиков от этого штата отдадут свои голоса за кандидата от демократов. При этом не важно, какую именно поддержку избирателей получит Клинтон – 54 или 99 процентов. В отдельных штатах, где избиратели распределяются приблизительно поровну, есть соблазн организовать фальсификацию результатов. Однако именно в этих штатах, как правило, собирается наибольшее количество наблюдателей от политических сил, журналистов и разного рода политтехнологов.
В спорных штатах каждый протокол голосования детально изучается заинтересованными экспертами. Поэтому «размашистые приписки», характерные для выборов в России, в политической жизни США не актуальны. Правда, американская система выборов, также иногда дает сбой. Наличие в системе изъяна американцы признают, но рассматривают его как плату за наличие у каждого из штатов электорального суверенитета.
Для государства в целом голос штата важнее, чем решение условного федерального избирателя. По этой же причине реальную картину электоральных предпочтений невозможно увидеть в цифрах федеральных опросов. Намного более важными являются результаты опросов по каждому из отдельных штатов.
Еще одной интересной деталью проведения выборов в Америке является то, что посольства США за рубежом избирательные участки для своих граждан даже не открывают. Посольства и ведение внешней политики являются вопросами из компетенции федерального правительства и Госдепа, выборы – дело штатов, в которое Госдеп не вмешивается. Гражданин, который хочет проголосовать, может сделать это в своем штате или любым другим способом, предусмотренным местным законодательством.
Роль федерального правительства в проведении выборов ограничена специально. На протяжении почти 200 лет округ Колумбия, где находится Вашингтон, не имел ни права голоса, ни представителей в Коллегии выборщиков. По мнению штатов, на этой территории свободные граждане не проживали, только наемные бюрократы, которые не имели права оказывать влияние на волеизъявление «настоящей Америки». Планировалось, что наемные чиновники должны были только смирно следовать электоральным предпочтениям остальных граждан.
В конечном итоге права жителей округа Колумбия на голосование признали только в 1961 году. Тогда штаты признали, что в Вашингтоне живут такие же американские граждане. Не без определенного труда, но американцы все же разрешили Вашингтону участвовать в выборах и выделили 3 места в Коллегии выборщиков, как самому маленькому штату. Поэтому выражение «Вашингтонский обком» является довольно точным по своему содержанию – столичная делегация не сравнится ни с ЦК, ни тем более с Политбюро.