В конце прошлого месяца в СМИ появилась информация, что китайские компании инвестируют в туризм Байкала 11 миллиардов долларов США. Источником стала иркутская туркомпания «Гранд Байкал», подписавшая Меморандум о намерении создать с «Чжунцзинсинь» (КНР) туробъекты с инфраструктурой вокруг Байкала.
Однако реалистичны ли такие суммы вложений? На сочинскую олимпиаду потратили 325 миллиардов рублей - меньше 10 миллиардов долларов по курсу 2014 года. Из них доля туринвестиций составила меньше 3 миллиардов долларов. Согласно оценкам экспертов, вложение в 11 миллиардов долларов в байкальский туризм – это просто фантастический и, одновременно, довольно рисковый инвестиционный проект в плане окупаемости. В пресс-релизе «Гранд Байкал» отмечается, что указанную цифру (11 миллиардов долларов) выдали китайские аналитики. Помимо этого в компании сообщили, что инвесторами выступят также и российские компании, хотя кто именно не назвали. Туркомпания «Гранд Байкал» принадлежит структурам Олега Дерипаски, «Чжунцзинсинь» - крупнейшей инвесткорпорации КНР - CITIC Group. Получается, что Дерипаска и его коллеги из КНР решили подарить миру еще одну олимпиаду, но уже туристическую. Причем, за собственные, а не государственные средства. Инвестиционные мировые круги еще не встречали подобной щедрости.
Китайцы традиционно предпочитают вкладывать средства в финансовые рынки, энергетику. С нынешнего года они активно скупают акции и даже целые компании IT-технологий и химической промышленности в США и Европе. Однако крупных зарубежных инвестиций в туристическую сферу у китайских капиталистов не наблюдалось никогда. А вот огромный интерес к закупкам из РФ продтоваров и воды из Байкала, китайцы демонстрируют уже пару лет. Так компания LeEco с 2013-го собирается начать строительство завода на берегу озера Байкал для бутилирования воды и продажи в КНР. Такое стало возможно, после подписания Медведевым в 2013-м постановления о квотах на добычу байкальской воды. Китайским предпринимателям разрешается выкачивать до 3,5 миллиона кубометров воды из Байкала.
В конце нынешнего сентября представитель указанной компании в РФ Виктор Сюй заявил, что LeEco осенью начнет поставлять воду – уже даже зарегистрирована торговая марка воды. Китайская компания выйдет на добычу 2 миллионов кубометров воды на протяжении ближайших лет.
Мнение экспертов.
В российском экспертном обществе имеет место предположение, что размах российско-китайского турпроекта является неким пиар-ходом. Туризм и инвестиции Байкалу необходимы, однако не в таких масштабах, отмечают эксперты. Меморандумы подобного рода позволяют большим корпорациям договариваться с властями о получении разных налоговых послаблений и государственных субсидирований. В компании «Гранд Байкал» не стали рассказывать о данном проекте. Представитель компании Полина Сердобольская сослалась на «внутреннее соглашение о непредоставлении информации третьим лицам».
Вместе с тем, развитие туризма на Байкале является актуальным вопросом. С 2013-го поток туристов, согласно данным Агентства по туризму в Иркутской области, каждый год составлял порядка 1,2-1,3 миллиона человек. Из них на иностранцев приходится 130-140 тысяч человек. С каждым годом число туристов в Восточной Сибири растет на 20-25 процентов. В 2014-м, когда доля европейских и американских туристов начала уменьшаться, на смену им пришли именно китайцы. Гости из Поднебесной наращивают посещаемость Байкала большими темпами. Так, в прошлом году из 150 тысяч иностранцев 45-50 процентов пришлось как раз на китайцев. Благодаря близости перелета и падению курса рубля для них это выгодное туристическое направление.
Перед туркомпании встал вопрос расширения сезона от 2-3 месяцев летом до круглогодичного периода. Способствует этому горнолыжная зона «Гора Соболиная», привлекающая гостей в зимнее время. Все эти оценки экспертов подтверждают необходимость инвестирования в туризм на Байкале. При этом необходимо также понимать и то, что Иркутский туризм станет исключительно китайским. Согласно оценкам экспертов для окупаемости 11 миллиардов долларов вложений понадобится 5-7 миллионный поток туристов каждый год. Это сравнимо с туристическим потоком Рима, который посещают порядка 6,6 миллиона человек ежегодно. При этом китайцы отдают предпочтение самым дешевым путевкам, отелям, чартерам. Поэтому конкурировать с Римом Байкалу не по силам.
Более реалистичная сумма вложений в сибирский курорт, по мнению экспертов, может составить порядка 1-3 миллиардов долларов, где львиная доля придется как раз на китайские компании. Китайцы, вкладываясь в инфраструктуру данного региона, захотят открыть не только китайские рестораны, кафе, продуктовые магазины, а и добычу воды из Байкала. Помимо этого, китайский туризм на Байкале является еще и маркетинговым ходом по продвижению байкальской бутилированной воды в КНР. Согласно оценкам аналитиков, дефицит питьевой воды и бедственная экологическая обстановка в перенаселенном государстве открывает огромные перспективы перед продавцами воды. Вполне вероятно, что в ближайшие годы китайский рынок будет готов увеличивать потребление воды до 5-10 миллионов кубометров в год, а озеро Байкал - самый близкий и больший зарубежный источник пресной воды для Китая.