Недавняя история с «российским путчем» в Черногории вызвала большой резонанс в информационном пространстве. Вне зависимости от правдивости истории, она указывает на наличие конфликта, связанного с вступлением Черногории в НАТО, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Гражданское общество в Черногории разделено на два лагеря в соответствии с оотношением граждан к вступлению государства в НАТО. Примечательно, что сторонники присоединения Черногории к военно-политическому блоку вовсе не стараются насолить России. Ожидается, что членом НАТО государство станет весной следующего года, когда завершится процедура ратификации соответствующих документов парламентами.
Тем временем в день выборов Скупщины Черногории специальная прокуратура заявила о задержании группы заговорщиков. По версии черногорского руководства, задержанные планировали устраивать беспорядки, намеревались захватить парламент и убить премьер-министра Мило Джукановича. Глава спецпрокуратуры Миливое Катнич объяснил, что заговорщики пытались остановить продвижение Черногории по евроатлантическому пути, помешать присоединению страны к НАТО.
НАТО как решение многих проблем Черногории.
Ненад Копривица, возглавляющий черногорский аналитический «Центр за демократию и права человека», стремление государства к НАТО объясняет в первую очередь желанием обеспечить спокойствие. Он объясняет, что вокруг территории Черногории располагается неспокойная местность. Существует вероятность возникновения конфликтов в Боснии, Македонии и Косово, поэтому лучшим вариантом для Западных Балкан Копривица называет интеграцию в более широкую систему безопасности.
Также аналитик называет вступление в НАТО Черногории, как и в случае других стран Восточной Европы, шагом в направлении Евросоюза. На данном этапе перспективы членства Черногории в Евросоюзе намного более туманные и далекие, чем вероятность присоединения страны к Североатлантическому альянсу.
В своем городе Никшич Александар Дедович занимается пропагандой НАТО. Активист и бывший офицер убежден, что маленькая Черногория просто обязана стать частью международной система безопасности. При этом, по утверждению Дедовича, вступление в НАТО является одним из многих вариантов, но в настоящее время именно он является оптимальным сценарием.
Большинство жителей Сербии к самой идее отдельного государства Черногории относятся негативно. Стремление Подгорицы в Североатлантический альянс сербы рассматривают, как способ обезопасить себя от возможных попыток воссоединения с Сербией. По результатам референдума 2006 года Черногория отделилась от Сербии, но настроения в обществе Черногории указывают на высокую симпатию граждан к Белграду.
Белградский аналитик в области безопасности Александар Радич утверждает, что Мило Джукановичу необходимо создать дистанцию по отношению к сербам для реализации проекта нации. Международные механизмы, включая подтверждение государственности мировым сообществом, являются единственным способом, с помощью которого можно оградиться от возможных попыток Сербии вернуть Черногорию под свою власть. В этом контексте стремление руководства страны к вступлению в НАТО выглядит полностью обоснованным.
На Балканах есть люди, которые убеждены, что Черногория, как и другие государства в регионе, должна вступить в НАТО, чтобы избежать российской агрессии. Елена Милич, глава "Центра евроатлантических исследований" в Белграде, констатирует, что географическое соседство с Россией вовсе не обязательно для боязни агрессии Москвы. Эксперт убеждена, что «зеленые человечки» могут появиться в Черногории и устраить противозаконные акции.
Черногорские правоохранители установили, что соорганизатор попытки мятежа в Подгорице Александр Синджелич ранее принимал участие в конфликте на Донбассе на стороне пророссийских боевиков. Власти Черногории называют Синджелича связным между участниками заговора и российскими националистами, которые руководили операцией.
Население от идеи вступления в НАТО не в восторге.
Учитывая евроатлантические стремления прогрессивной части общества, отношение к подобной перспективе со стороны рядовых жителей Черногории можно назвать проблемой. Максимально тесно Черногория связана с Сербией, где по известным причинам относятся к НАТО негативно. В Черногории многие жители думают так же, как и сербы. Более того, значительная часть черногорцев по-прежнему считает себя сербами.
В случае с пророссийскими настроениями ситуация несколько более сложная. Как и другие части бывшей Югославии, Черногория помнит разные периоды отношений с Россией. Сейчас Москва противопоставляет себя Североатлантическому альянсу. В последнее время активисты-«антизападники» из двух государств часто говорят о наличии между Россией и Черногорией «трехсотлетней дружбы». Нередко можно услышать информацию о том, что Черногория в 1904 году стала единственной страной, которая после России объявила войну Японии.
Примечательно, что сторонники и противники вступления Черногории в НАТО для подтверждения правильности своей точки зрения используют данные социологических исследований. Результаты опросов настолько разные, что возникают сомнения в объективности используемых методик определения общественного мнения.
Сторонники евроатлантической интеграции утверждают, что Россия не только финансирует, но и направляет информационную и политическую кампанию против НАТО в Сербии и Черногории. Противники, в свою очередь, уверяют, что моральной помощью и информационной поддержкой участие России в определении будущего Черногории ограничивается.