Российские политики и эксперты обсудили нынешнее положение дел в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). О ключевых проблемах и перспективах указанного интеграционного объединения пишет издание «Deutsche Welle».
Как уже сообщалось, 11 ноября, в российской столице состоялась XI Международная конференция «Евразийская экономическая интеграция». Ее организатором выступил Евразийский банк развития (ЕАБР). Вопреки названию мероприятия, во время его первой сессии об интеграции говорилось немного. Больше внимания было уделено нынешней ситуации в каждом отдельном государстве, входящем в ЕАЭС. Участники дискуссии отметили, что «не самое лучшее состояние макроэкономических показателей стран-членов ЕАЭС значительно бьет по совместному потенциалу союза».
Окрывая 1-ю сессию, ее модератор, экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик отметил, что «интеграция является одним из перспективных источников роста и генератором экономических реформ», после чего он передал слово представителю одного из новых государств-участников ЕАЭС - Армении. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, заявил, что у союза действительно имеется потенциал для роста, однако он «пока еще не задействован». Согласно его словам, для ЕАЭС было бы важно «обобщить накопленные в государствах позитивные практики». Но сделать это не так и просто из-за кардинально различающегося положения дел в каждом из государств.
В качестве примера Саркисян назвал необходимость перехода к инфляционному таргетированию. Согласно его заверениям, Армения осуществила его первой. «И все остальные, кроме Беларуси, здесь продвинулись. Ведь общая макроэкономическая ситуация чрезвычайно важна, она формирует условия торговли внутри союза. Нужно преодолевать недоинтеграцию», - сказал Саркисян.
С этим согласился руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он отметил, что общее состояние ЕАЭС зависит от состояния дел в каждом конкретном государстве: «Мы видели проблемы, которые связаны с девальвацией российской нацвалюты. Из-за этого торговля внутри союза сократилась приблизительно на треть. Это вызов». Согласно словам главы ЦСР, «нестабильность отдельных макропоказателей способна значительно уменьшить совместный потенциал, поскольку развитие торговли является драйвером роста». Для Российской Федерации, добавил Кудрин, актуальны две главные проблемы - высокий дефицит бюджета и высокая инфляция: «Эти параметры следует приводить в здоровое состояние».
Максим Орешкин, замминистра финансов РФ, поспешил заверить участников форума в том, что дефицит российского бюджета на протяжении ближайших лет начнет уменьшаться: «Это даст гораздо более стабильную динамику и более стабильную ситуацию. Мы уже добились стабильности рубля. Инвесторы верят, что в РФ не будет серьезных шоков».
Наталья Коржова, ответственный секретарь Минфина Казахстана, торжественно зачитала цифры, в соответствии с которыми ее государство первым на постсоветском пространстве создало нефтяной фонд объемом в 65 миллиардов долларов США. «Если даже не получать доходы, то можно продержаться примерно восемь лет, сохраняя соцвыплаты и бюджетные обязательства», - сказала Коржова. К 2050-му Казахстан планирует войти в ТОП-30 самых конкурентоспособных государств мира. И все это, согласно словам представителя Минфина Казахстана, стало возможным благодаря стараниям лидера государства: «Это не пафос. Мы и сами удивляемся, как сумели все сделать настолько быстро. Проведена адова работа!»
После Коржовой слово взял замминистра экономики Беларуси Дмитрий Крутой. На слова Саркисяна о неудачах Беларуси в таргетировании инфляции, Крутой ответил, что в государстве есть проблемы с экономическим ростом, однако заверил, что «уже достигнут консенсус по обеспечению макроэкономической стабильности, деноминация прошла спокойно, инфляционные ожидания снизились, начался рост депозитов (плюс 8 процентов). Согласно данным Крутого, объемы внешней торговли Беларуси снижаются второй год подряд (на 15 процентов в долларовом выражении), однако в физических объемах они растут (на 1 процент).
Василий Небензя, замминистра иностранных дел РФ, говоря о важности интеграции, отметил, что в российском МИД хорошо осведомлены о «снисходительном отношении Запада к ЕАЭС». «Нужно признать: ЕАЭС сумел состояться как интеграционное объединение»», - сказал Небензя.
Представитель российского ведомства отметил, что ЕАЭС открыт для сотрудничества с иными интеграционными объединениями. Согласно словам Небензя, 50 государств желают подписать с ЕАЭС соглашение о ЗСТ и 15 уже стоят на очереди. «Мы готовы к разговору и ожидаем конструктивной реакции также от Брюсселя. Однако, пока такой готовности мы не наблюдаем», - сказал Григорий Небензя. Кудрин в свою очередь согласился, что из-за санкций контакты с Западом идут в «затрудненном формате».
Кризис и санкции повлияли на динамику строительства ЕАЭС, пояснил DW научный сотрудник Финансового университета при российском правительстве Валерий Абрамов. Согласно словам эксперта, если после создания Единого таможенного пространства между участниками объединения отмечался рост взаимной торговли, то девальвация и санкции нивелировали его. Особого эффекта от интеграции не ощущается, согласно оценке Абрамова, и из-за отсутствия масштабных совместных проектов.