Прогноз о будущей внешней политике Дональда Трампа сделал Иван Преображенский. Он утверждает, что эксперты, считающие будущего американского президента пророссийским, учитывают не всю информацию. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Российский политолог Иван Преображенский в своей публикации напоминает, что днями пресс-служба Кремля сообщила о разговоре, состоявшемся между действующим российским президентом и будущим главой американского государства. Путин и Трамп поговорили по телефону, представители Кремля назвали разговор таким, который состоялся «по взаимной договоренности». Очевидно, в Кремле пытаются преподнести беседу как разговор равновеликих мировых лидеров.
Судя по тону публикации, собеседники обсуждали в основном удобные для себя темы – перспективы сотрудничества между двумя странами в Сирии и совместную борьбу против терроризма. Президенты говорили о «неудовлетворительном состоянии» отношения между Москвой и Вашингтоном, а также обсудили важность формирования основы двухсторонних связей с помощью развития торгово-экономического их компонента.
Последовавшие за беседой комментарии московских аналитиков показывают, что Кремль на самом деле рассчитывает на договоренности с Трампом по Сирии и хотя бы частичную отмену санкций. Не исключено, что Москва надеется совместно с Вашингтоном оказывать давление на Брюссель, к которому есть претензии и у российских политиков, и у американских. Некоторые решения, принятые Трампом, дают основания для подобных предположений, особенно с учетом риторики миллиардера перед выборами.
На мысль о содержательном диалоге с Вашингтоном наталкивают также некоторые кадровые назначения нового американского президента. Главой администрации Белого дома победитель недавних выборов решил сделать Райнса Прибуса, теперешнего председателя Национального комитета Республиканской партии. Американская пресса называет Прибуса «вашингтонским инсайдером», он грек по матери и православный по вероисповеданию. Московские конспирологи радуются и ожидают от Прибуса «симпатии к православной России».
Оптимисты при этом не учитывают некоторые другие факторы. Сам Прибус называет своей любимой книгой «Дневники Рейгана». Вряд ли следует надеяться на то, что фанат президента, во времена пребывания при власти которого Америка победила Страну Советов в «холодной войне», будет испытывать к России искреннюю симпатию. Также следует помнить, что внешняя политика в Белом доме полностью зависит от госсекретаря, руководителя государственного департамента.
Трамп самостоятельно вести внешнюю политику не будет.
В любом случае влиятельность человека, возглавляющего Госдеп, не следует недооценивать. Выбирая будущего госсекретаря, Трамп рассматривает две кандидатуры. Речь идет о двух соратниках следующего президента, каждого из которых крайне трудно назвать поклонником России в целом и действующего российского руководства в частности:
- первый кандидат – бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. На пресс-конференции, организованной в понедельник газетой The Wall Street Journal, он заявил, что Россия ошибочно считает себя конкурентом Вашингтона в военной сфере. Потенциальный американский госсекретарь убежден, что причиной появления у Москвы завышенной самооценки является нежелание Вашингтона при Обаме «даже угрожать использованием своей армии».
Джулиани прогнозирует, что после избрания Трампа Вашингтон будет разговаривать с партнерами, как единственная сверхдержава, то есть «с позиции силы». Подобную позицию очень трудно назвать пророссийской или хотя бы демонстрацией склонности новой президентской администрации к компромиссам во внешней политике;
- второй кандидат – дипломат Джон Болтон. На международной арене он известен как твердолобый сторонник доминирования США в мире. Даже внешне Болтон старается выглядеть как человек, рожденный на Дальнем Западе во времена американских отцов-основателей. Во время пребывания на президентской должности Джорджа Буша-младшего Болтон представлял США в ООН, где постоянно говорил о бесполезности организации.
На этом дипломате лежит часть ответственности за начало реализации против Ирака военной операции, которая среди прочих результатов привела к росту исламского терроризма. Также он выступал против снятия санкций с Ирана и за военный сценарий решения сирийской проблемы. Болтона называют одним из соавторов метафоры «ось зла», включающей не только Северную Корею и Кубу, но и Россию.
При таком подборе команды теоретически Трамп может захотеть подружиться с Россией, но на практике дружественные отношения вряд ли возможны. Поэтому российским политикам не следует со слишком большим оптимизмом смотреть на будущие отношения между Москвой и Вашингтоном. Нужно также помнить, что в свое время Барак Обама пытался проводить весьма благожелательную к Кремлю политику. Американский истеблишмент, в числе которого сотрудники госдепартамента, порыв действующего президента не поддержал.
Возможности миллиардера на президентской должности никак нельзя назвать безграничными, даже если речь идет о желании Трампа подружиться с российским коллегой. При этом не следует слишком много внимания обращать на телефонные звонки. В эти дни Дональд Трамп звонит практически всем мировым лидерам, включая украинского президента Порошенко и Джона Ки, премьер-министра Новой Зеландии. Последний, к слову, даже не поговорил с будущим американским президентом, поскольку был слишком занят устранением последствий недавнего землетрясения.